21.04.2009 02:57
Власть

Прокурор Самары Рашид Бадалов: В закон об увольнении мэров надо внести перечень наказуемых проступков

В закон об увольнении мэров надо внести перечень проступков, за которые следует отстранять от должности
Текст:  Рашид Бадалов (прокурор города Самары, старший советник юстиции)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4893)
Читать на сайте RG.RU

По решению президента страны сейчас готовится закон, который позволит отстранять от должностей мэров и других глав местного самоуправления за допускаемые ими нарушения.

Очень важно, чтобы в этом документе был прописан и конкретный механизм его реализации. Закон должен определить, за какие именно действия или наступившие последствия либо возникшие обстоятельства появились основания к отрешению от должности. В противном случае он может оказаться "мертвым", а мэры по-прежнему останутся "непотопляемыми".

В этом убеждает пример Самары. В прошлом году прокуратура города опротестовала 52 незаконных постановления, принятых мэром Виктором Тарховым. Но восемь из протестов мэр отклонил. В их числе - протест на ограничение движения на некоторых улицах города. Строительная компания, получив незаконное постановление, загородила улицу, а старики, пенсионеры, инвалиды оказались отрезаны от водопроводной колонки. Им пришлось ходить за водой за несколько кварталов. Так же было и с решением мэра отдать под застройку торгово-промышленного комплекса большую часть старого городского парка. Нарушение земельного и градостроительного законодательства мэр объяснил тем, что парк не ухожен, там много мусора. Словно чистота в городе - не его забота.

Эти и другие судебные решения, вынесенные по нашим искам, были оспорены городской администрацией в вышестоящей судебной инстанции. В конце концов все они были оставлены в силе. Но чтобы восторжествовала законность, прошло несколько десятков судебных заседаний. В одном только правовом управлении администрации работают 52 юриста. Для сравнения - в прокуратуре города всего 13 сотрудников. Возникает резонный вопрос: на что тратятся деньги налогоплательщиков? Получается - на уязвленное самолюбие мэра?

Даже судебные решения не всегда меняют отношение к работе муниципальных чиновников. Вот вопиющий пример. В прокуратуру поступили многочисленные жалобы от жителей поселка Сорокины Хутора. Люди жаловались на самарский "Спецкомбинат ритуальных услуг", который начал хоронить умерших совсем рядом с погребами и огородами жителей, прямо у дороги к поселку. Проверка показала, что санитарно-защитная зона кладбища не выдержана, мониторинг состояния почвы не проводится. Прокуратура внесла представление с требованием устранить нарушения. Мэр пообещал навести порядок, но ничего не было сделано, и вновь посыпались жалобы с фотографиями могил на дороге. Пришлось опять направлять в суд очередное заявление.

В ходе одной из прокурорских проверок были выявлены два десятка муниципальных служащих, которые в нарушение закона состояли учредителями коммерческих организаций или совмещали коммерческую работу с муниципальной должностью. После прокурорского вмешательства одни расстались с коммерцией, другие уволились. Спрашивается, а где была городская власть, принимая их на службу?

За год прокуратура внесла в адрес администрации 106 представлений. Однако лишь 36 виновных должностных лиц ответили за нарушения в дисциплинарном порядке. На 70 остальных актов прокурорского реагирования пришел стандартный ответ, что администрация нарушения закона признает, но виновные не установлены. Такой парадокс, когда нарушение есть, а виновных нет.

В связи с грубым нарушением сроков исполнения судебных решений, принятых по нашим представлениям, мэр был привлечен мировым судьей к административной ответственности - штрафу в сумме две тысячи рублей. Но что для него эта сумма? Конечно, имеется и более действенный способ заставить чиновника уважать закон. Но у прокурора нет права возбудить уголовное дело. Усмотрев в материалах надзорной проверки признаки состава преступления, мы можем лишь направить их в следственное подразделение. А это уже другая песня и потерянное время.

В ситуации, сложившейся в Самаре, как в капле воды отражаются процессы, происходящие в каждом большом или малом муниципальном образовании. К сожалению, многие решения, распоряжения и постановления по проблемам транспорта, коммунального хозяйства, предприятий малого бизнеса, строительства имеют очевидный коррупциогенный посыл. Новый закон не должен оставить таких лазеек в виде неоднозначных норм или двусмысленных положений. Там, где закон дает право "на усмотрение", нечистоплотный чиновник всегда применит его в своих корыстных интересах.

Госуправление Регионы Самара Средняя Волга