В условиях мирового экономического кризиса немногие отрасли смогли сохранить те же темпы развития, что в прошлом году. В сфере грузоперевозок на первый взгляд ситуация выглядит не лучшим образом: железнодорожные и авиаперевозки снизились в среднем на треть.
Грузоперевозки автомобильным транспортом уменьшились в целом на уровне железнодорожных. Однако из-за большого числа игроков на рынке подсчитать общий объем снижения затруднительно. Впрочем, на проблемы, вызванные кризисом, жалуются в основном те, кто занимается международной перевозкой крупных грузов целыми фурами. Представители компаний, занимающихся сборными грузами, напротив, настроены оптимистично.
Аналитик ФИНАМ Дмитрий Баранов оценивает общий объем рынка сборных грузоперевозок в 41-43 миллиарда рублей. По его словам, если отправка прочих грузов упала, то сборные грузы по-прежнему отправляются, в том числе и за счет компаний малого и среднего бизнеса.
Также эксперты отмечают, что в условиях снижения курса рубля все большую роль начинает играть импортозамещение. Вместо того чтобы везти тот или иной товар из Европы, предприниматели предпочитают заказать его российский аналог. В этом случае также незаменимы перевозчики сборных грузов.
Как заявил представитель одного из крупнейших игроков на рынке сборных грузов - "Первой экспедиционной компании", они пока не подводили итоги первого квартала, но предварительные подсчеты показывают, что падения перевозок нет, а на отдельных направлениях даже наблюдается стабильный рост. По данным "ПЭК", многие предприниматели, ранее заказывавшие целые фуры или железнодорожные контейнеры, перешли на сборные грузы.
Перевозка сборных грузов - оптимальное по соотношению цена-качество-сроки решение для компаний, которым по роду деятельности приходится часто заказывать перевозки небольшого объема товаров. Особенность сборных грузов состоит в том, что малые партии товара объединяются в одну полную для транспортировки, при этом грузоотправители не ограничены в объемах заказа и платят только за место. Сборный груз, предназначенный нескольким получателям, доставляется одним транспортным средством по определенному маршруту. Это экономит время и средства грузоотправителей и грузополучателей. Экспедиционные компании также предоставляют дополнительные услуги по упаковке товара, доставке его непосредственно до офиса грузополучателя и т.п.
Как рассказали в "ПЭК", их услугами пользуются не только представители малого и среднего бизнеса, но и крупные предприятия. Так, казанскому филиалу "ПЭК" приходилось перевозить лопасти несущего винта вертолета Ми-8 для Казанского вертолетного завода.
По мнению экспертов, при нынешней экономической ситуации многие предприниматели, ранее не задумывавшиеся о сборных грузах, обратятся к этому способу перевозки. Кто-то будет готов поставлять клиентам меньшие партии товара, нежели ранее, кому-то в связи со снижением объемов производства потребуется меньше сырья. При этом экспедиторы, ожидая увеличения объемов своего рынка, не прогнозируют рост конкуренции.
Сегодня в России, по оценке представителя "ПЭК", работают порядка восьми крупных игроков на рынке автомобильных грузоперевозок. Активных игроков на рынке сборных грузов и того меньше. Стоимость вхождения на этот достаточно специфичный рынок оценивается, даже с учетом кризисного снижения цен, в сотни миллионов долларов.
"Черные перевозчики", которые частным порядком возят грузы между городами на личном автомобиле, по словам официальных экспедиторов, конкуренции им составить не могут. Во-первых, выигрыш по цене частников идет только при полной загрузке, во всех остальных случаях сборный груз выгоднее. Во-вторых, в условиях кризиса потеря даже небольшой партии товара может оказаться недопустимым ущербом. У официальных перевозчиков все риски застрахованы.
Пока что никто не берется прогнозировать, как будет развиваться экономическая ситуация. Ведущие мировые эксперты дают противоречивые предсказания. Все сходятся в том, что в целом 2009 год будет для бизнеса достаточно трудным. И больше шансов выжить в этих условиях будет у тех, кто готов искать новые рынки, новых клиентов и поставщиков. "Экспедиторы понимают огромную социальную важность своей работы - быть связующим звеном российской экономики", - говорит представитель "ПЭК".