Мы поговорим сегодня о проблемах почти трех тысяч сравнительно небольших городов, выполняющих важнейшие функции местных социально-экономических центров. Проживают в них около 38 миллионов граждан России. Именно малые города, как правило, райцентры склеивают единое экономическое пространство от Калининграда до Курил, от Кавказа до Заполярья. Одни из них имеют многовековую историю, другие являются "новоделами" времен социалистического строительства.
К сожалению, при переходе к рыночной экономике не был учтен территориальный аспект развития и размещения производительных сил, упущена задача эффективного использования ресурсов территории, проигнорирована необходимость обеспечения контроля на обширных пространствах государства. Последствия серьезной недооценки роли провинции очевидны: разрушение экономической базы малых городов и районов; отдельные территории обезлюдили вследствие физического вымирания населения и миграции наиболее трудоспособной его части в крупные города и мегаполисы; разрушение коммуникаций, производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее острая ситуация сложилась в монопрофильных городах с узкой односторонней структурой хозяйства, на долю которых приходится две трети малых городов.
Экспертное сообщество указывает на то, что официальный прожиточный минимум отражает, скорее, уровень нищеты, уровень физиологического выживания, а не бедности. Бедность - явление более широкое и, к сожалению, массовое, особенно для небольших городов и тяготеющих к ним районов.
Будучи в Угличе летом прошлого года, президент РФ отметил необходимость разработки и принятия федеральной целевой программы по развитию и эффективному использованию потенциала малых городов. Окрыленные услышанным, мы обратились со своими предложениями в министерства и в Федеральное Собрание. Тщетно. Возможно, причиной тому стали начавшиеся осенью экономические проблемы. Да и нет в структуре исполнительной и законодательной власти органа, курирующего данное направление. Федеральные министерства не "опускаются" ниже уровня субъектов Федерации, средства Фонда содействия реформированию ЖКХ далеко не всегда доходят туда, где они нужнее всего.
Стремясь смягчить разрушительное влияние кризиса на малые города, мы выдвигаем задачу активизации их собственного потенциала. Именно на базе малых городов с использованием местных материалов целесообразно развивать массовое малоэтажное строительство силами самого населения. Конечно же, экономическое возрождение провинции сопряжено с развитием транспортной инфраструктуры, информационных коммуникаций. Потребуется оптимизация логистических схем и многое другое, не противоречащее, а подкрепляющее устремления государства и общества к процветанию великой России.
Обеспечить в условиях кризиса занятость населения малых городов важно также созданием условий для развития семейного производства сельхозпродукции на придомовых, приквартирных и дачных участках не только для самообеспечения, но и для снабжения населения больших городов - региональных центров.
В Советской России существовала разветвленная и многоотраслевая местная промышленность. Было целое министерство - Минместпром РСФСР. Худо-бедно, но артели, промыслы, небольшие цехи и заводики вырабатывали различную мелочевку, которую теперь заменила импортная дребедень. Союз малых городов России нашел заказчика в лице одной из зарубежных торговых сетей для столярных мастерских, начавших выпуск комплектующих для недорогой сборной мебели. Одна ласточка весну не делает. Но бизнес-интерес к малым городам существует и будет возрастать в связи с приближающимся введением налога на недвижимость. Пока же предпринимательство в малых городах сводится в основном к челночным рейдам на оптовые рынки больших городов и мегаполисов. Что касается производства, в том числе инновационного, то в провинции при определенной государственной поддержке могут открыться безграничные возможности.