В мае правительство рассмотрит основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы. Речь пойдет, в частности, об упрощенном взимании НДС, о замене НДПИ новым налогом на дополнительный доход для нефтяной отрасли. Планируется внести ряд изменений в статьи НК в части предоставления отсрочек по налоговой задолженности. Не обойдут вниманием чиновники и трансфертное ценообразование. И, наконец, пообещал замминистра финансов Сергей Шаталов, снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов не является временной мерой.
С этого года ставка налога на прибыль составит 20 процентов. Шаталов напомнил, что это одна из компенсирующих мер в связи с заменой ЕСН на страховые взносы, что вызвало увеличение нагрузки на фонд оплаты труда. "Вряд ли это решение будет пересматриваться в ближайшее время", - пообещал он. Дело в том, что страны конкурируют между собой по ставке налога на прибыль, многие из них по причине кризиса сократили ее до 15-18 процентов. Так что предложенная минфином ставка в 20 процентов будет достаточно привлекательной, отметил он.
Еще одна новость - закон об упрощенном взимании НДС может вступить в силу уже с июля текущего года. Закон предполагает возврат налога в течение 30 дней с момента подачи заявки. Сделать это можно будет с помощью банковских гарантий, пояснил Шаталов. Причем порядок предусматривает ускоренное возмещение налога до окончания завершения проверки. Если же налогоплательщик не имел права на возмещение, то ему эту сумму придется вернуть. Планируется, что скоро будут рассмотрены проекты законов о контроле за трансфертным ценообразованием и консолидированной отчетности. Законопроект о консолидированной отчетности позволяет компаниям выступать в качестве единого налогоплательщика, что позволит свободно оперировать финансовыми ресурсами.
Также он предоставляет возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы.
В мае, отметил Шаталов, минфин намерен согласовать концепцию налога на дополнительный доход для нефтяных компаний. Однако сам налог будет введен позже, скорее всего после 2010 года. Этот налог, отмечают в минфине, может заработать только после введения механизма трансфертного ценообразования. Таким образом, с помощью этого закона будет перенесена налоговая нагрузка для новых месторождений по времени. То есть в момент запуска месторождений или окончания работы на нем налоговая нагрузка должна стать минимальной. А тогда, когда месторождение наиболее продуктивно, налог можно будет увеличивать. Причем, отмечают в минфине, этой же точки зрения придерживается большинство российских нефтяных компаний.
Но вот в отношении повышения амортизационной премии для тех предприятий, которые инвестируют в модернизацию, с 30 до 50 процентов минфин выступает резко против. Напомним, что это предложение было выдвинуто РССП. Причем ввести эту меру бизнес предлагал временно, только на период кризиса. Однако Шаталов резко отмел это предложение, мотивируя это тем, что и нынешние 30 процентов довольно высокая норма. Он напомнил, что для малого бизнеса ее размер и вовсе составляет 100 процентов. При этом, отметил он, что ведомство еще до конца не оценило влияние прежней 10- и нынешней 30-процентной ставки, которая начала действовать с 1 января текущего года. Плюс, добавил Шаталов, не надо забывать о том, что амортизационная премия сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, за счет того, что позволяет более быстро списывать расходы на приобретение основных средств.
А вот что касается предложений ФНС службы по допуску налоговиков к информации по банковским проводкам, это предложение считают в минфине интересным и готовы его поддержать. Равно как и предоставление налоговым органам права самостоятельно принимать решения об отсрочке выплаты налогов. Это важный шаг, отметил Шаталов. На сегодняшний день есть ряд оснований для изменения срока уплаты налогов. И главное из них - угроза банкротства, в случае единовременной выплаты суммы налога.
Работа над механизмом налоговых отсрочек сейчас ведется полным ходом. Причем, отмечают в минфине, эти нормы заложены в Налоговом кодексе, но почему-то практически не применяются. В частности, в прошлом году в НК была введена норма, позволяющая предоставлять налоговую отсрочку или рассрочку по задолженности на сумму более 10 миллиардов рублей по решению министра финансов.
Что касается непосредственной налоговой стратегии, то перед налоговиками ставится три основные задачи. Первая - повышение собираемости основных налогов и снижение задолженности по их уплате в бюджетную систему. Для ее выполнения минфину придется заняться ликвидацией пробелов, создающих возможности ухода от налогообложения. Требуется работать и над снижением рисков, связанных с неоднозначной трактовкой налогового законодательства. В результате, надеются в минфине, произойдет снижение доли недопоступивших налогов, в связи с предоставлением налоговых льгот в общем объеме налоговых поступлений к 2011 году не меньше чем на 25,7 процента от уровня 2005 года.
Второе - над чем придется трудиться чиновникам - обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки. С одной стороны, считают на Ильинке, налоговая система должна обеспечивать уровень доходов бюджета. С другой стороны, сама система не должна создавать избыточного или неравномерного давления на экономику. Чиновники ведомства должны провести ревизию всех нормативно-правовых актов для того, чтобы уточнить налоговые ставки, налогооблагаемые базы и перераспределить налоговую нагрузку.
И, наконец, третье - произвести снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределенностью трактовки налогового законодательства. Данная задача, отмечают в минфине, направлена на улучшение качества администрирования, которое не должно являться барьером для развития предпринимательской деятельности. Поэтому требуется, чтобы жалобы по налоговым спорам рассматривались бы в досудебном порядке. Непосредственным результатом этой задачи должно стать снижение нареканий на работу налоговых органов, уменьшение судебных исков со стороны налогоплательщиков, а также улучшение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах для широкой публики.
Конечный результат этих "ноу-хау", считают в минфине, станет создание конкурентоспособной, предсказуемой и прозрачной налоговой системы, которая обеспечит налоговые поступления в бюджеты всех уровней власти.