Противоречивую реакцию среди столичной общественности вызвало решение Московской городской Думы упразднить в столице с 1 октября 2009 года институт уполномоченного по правам ребенка и создать вместо него институт уполномоченного по правам человека.
Напомню, что с законопроектом "Об уполномоченном по правам человека в Москве" выступил на последнем заседании гордумы депутат Евгений Бунимович. Но то, что его инициатива станет концом деятельности службы, успешно действующей в интересах детства на протяжении семи последних лет, стало неожиданностью и для него. Поправку, смысл которой сводился к тому, что незачем иметь в городе по сути две дублирующие друг друга структуры, внес заместитель председателя Мосгордумы Андрей Метельский. Его поддержал председатель гордумы Владимир Платонов, добавивший свой аргумент: во время кризиса надо быть поэкономнее к бюджетным деньгам, незачем содержать лишних чиновников...
Впрочем, как выяснилось, не все парламентарии были согласны с такой точкой зрения. Например, депутат Михаил Москвин-Тарханов назвал такое предложение преждевременным и необдуманным. О том, что не стоит полностью ликвидировать институт уполномоченного по правам детей, лучше ввести его под "крыло нового уполномоченного", высказалась и другой депутат - Татьяна Потяева. Тем не менее 23 депутата поддержали предложение Андрея Метельского и лишь 4 проголосовали против.
Основной скандал разгорелся за стенами гордумы. На защиту омбудсмена немедленно встали члены Общественной палаты РФ, выступившие с официальным заявлением, в котором назвали решение Мосгордумы "демаршем, вызывающим недоумение и возмущение". В нем говорится: "В РФ проживает свыше 30 миллионов детей, это пятая часть населения страны. Москва, учредившая должность уполномоченного по правам ребенка в феврале 2002 года, была примером для других регионов. Сейчас Московская городская Дума, руководствуясь непонятными для общества мотивами, сделала огромный шаг назад". А в разговоре с корреспондентом "РГ" председатель Московского бюро по правам человека Александр Брод сказал:
- Более абсурдного решения еще не принимал ни один субъект Федерации. Особенно странным оно выглядит сейчас, когда президент РФ Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что у нас в стране отсутствует нормальная система защиты детства и первоочередная задача государства и общественных организаций - создание комплексных мер по защите прав несовершеннолетних".
По мнению правозащитников, подобное решение можно расценивать как реакцию на критику столичных властей, с которой все резче выступает год от года нынешний уполномоченный по правам ребенка Алексей Головань. Например, последний доклад, в котором он критиковал чиновников разнообразных ведомств за бездействие там, где от них требуется вмешательство, парламентарии попросили его просто переписать.
Сам Алексей Головань к решению об упразднении своей должности отнесся довольно спокойно, по его словам, рано или поздно это должно было произойти: "Но это неверное решение, так как волей-неволей повлечет сбой в уже сформированной четкой структуре выстраивания защиты интереса детей".
Теперь дело - за мэром Москвы Юрием Лужковым. Ведь лишь после его подписи под законопроектом, так бурно воспринятым в обществе, закон официально вступит (или не вступит!) в силу. Пока же Головань собирается продолжить работу, по крайней мере в течение отведенного ему срока - до 1 октября 2009 года.
Справка "РГ"
Уполномоченные по правам ребенка существуют в 28 европейских странах, в 60 странах мира, в том числе во Франции, Великобритании, Германии, Австрии, США, Дании.
В России региональные омбудсмены работают в 44 субъектах Федерации.