Создание новой структуры управления, соглашения с крупными инвестиционными компаниями, договоренность с минфином о привлечении дополнительных федеральных средств в региональный бюджет: месяц работы Алексея Гордеева на посту губернатора Воронежской области выдался напряженным и продуктивным.
Каким будет этот год для региона? Как повлияет финансовая ситуация на реализацию экономических и социальных программ? Каким образом должно осуществляться антикризисное управление? Об этом Алексей Гордеев рассказал на встрече в редакции Воронежского филиала "Российской газеты".
Российская газета: Алексей Васильевич, чтобы сформировать новое правительство Воронежской области, вам понадобился месяц. Ключевые посты в нем заняли новые люди. А насколько сама структура управления отлична от той, что существовала прежде?
Алексей Гордеев: Отличия - принципиальные. В прежней структуре каждый департамент возглавлял соответствующий зампред правительства. Это существенно затрудняло взаимодействие. По сути, координация работы департаментов замыкалась на одном руководителе - губернаторе (он же - председатель правительства области).
В новой структуре мы отошли от этой практики. Создали экономический блок - с подчинением первому зампреду правительства, произвели изменения в департаментах социальной направленности. При этом учитывали корелляцию федеральной и региональной структур, возможности прямого взаимодействия. Создали департамент муниципального развития - это наше ноу-хау. Как известно, указ президента дает нам право оценивать работу органов местного самоуправления по определенным показателям. Мы планируем не только фиксировать, но и анализировать ситуацию на местах - чтобы у нас были возможности воздействия на нерадивых руководителей. Для этого потребовалось создать отдельную структуру.
Что касается персонального состава: упор намеренно был сделан на местные кадры, потенциал которых я сегодня оцениваю довольно высоко. При этом была поставлена задача - не допустить в руководство области людей, нечистых на руку, замешанных в сомнительных делах. Думается, мы с этой задачей справились. В правительстве - компетентные и порядочные люди. От чиновников с запятнанной репутацией мы будем избавляться - на всех уровнях. И этот процесс уже идет.
РГ: Исполнительной власти - совместно с законодателями - предстоит в ближайшее время скорректировать областной бюджет. Уже объявлено, что собственные доходы региона сократятся - по прогнозам - на 30 процентов. Каковы критерии корректировки основного финансового документа области?
Гордеев: Могу сказать сразу: утвердим реальный бюджет, исходя из существующих возможностей. Конечно, придется чем-то пожертвовать: придется сокращать финансирование "разогретых" - в хорошем смысле этого слова - инвестиционных процессов. В ряде случаев это произойдет естественным образом. Многие представители бизнеса сегодня не имеют возможности сохранить прежние объемы вложений. Следовательно - отпадает необходимость регионального участия, скажем, в софинансировании строительства инженерных коммуникаций. Придется приостановить возведение объектов с длительными сроками строительства - от трех лет и более. Вместе с тем некоторые социальные объекты, которые планировали сдать в текущем году, профинансировать постараемся. Речь идет о школах, больницах, иных соцучреждениях.
Как известно, существуют статьи, не подлежащие сокращению ни на федеральном, ни на региональном уровнях: все, что касается заработной платы работников бюджетных организаций. Постараемся максимально сохранить объемы софинансирования федеральных целевых программ. В частности, при поддержке минтранса проведем реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта, Чернавского моста - об этом мы говорили в ходе недавнего визита в Воронеж руководителя министерства Игоря Левитина.
Ситуацию с бюджетом в какой-то мере поможет смягчить поддержка из федерального центра: в частности, достигнута договоренность о выделении нам дополнительного транша в три миллиарда рублей. Я благодарен главе минфина Алексею Кудрину за то, что он глубоко вник в ситуацию, сложившуюся в Воронежской области, и гарантировал господдержку.
РГ: Могут ли инвесторы в нынешних условиях рассчитывать на преференции со стороны областного бюджета - скажем, в части освобождения от местных налогов?
Гордеев: Вполне. Нормальный подход: к нам приходит капитал, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база. Мы готовы идти навстречу бизнесу.
РГ: Хотелось бы перейти к вопросам о конкретных отраслях региональной экономики. В частности - к проблемам агропромышленного комплекса. Какие проблемы, существующие сегодня в сфере сельхозпроизводства, кажутся вам наиболее серьезными?
Гордеев: Проблема дисбаланса в аграрном секторе. Она характерна для многих регионов России, но в Воронежской области, кстати, обладающей уникальным биоклиматическим потенциалом - проступает сегодня с особой рельефностью.
Здесь, как и во всей стране, развиваются четыре уклада сельхозпроизводства: личные подворья, фермерские хозяйства, "средние" хозяйства (проще говоря - бывшие колхозы и совхозы) и современные интегрированные аграрные холдинги. Но при этом говорить об отлаженности всех звеньев системы не приходится.
К примеру, в области - очень крепкое фермерское сообщество, но при этом - слабая кооперация. А ведь без сильной производственно-сбытовой структуры высокой прибыли крестьянину не получить: это азбука экономики.
Очень велик дисбаланс между продукцией растениеводства и животноводства. Если сравнить нынешние показатели с показателями 1990-го года, то так называемый плановый индекс по растениеводству составляет порядка 120 процентов. То есть советские валовые показатели мы превысили, и превысили значительно. А вот по животноводству тот же индекс - 60 процентов.
Такое положение дел порождает целый ряд проблем. Те же фермеры производят зерно (зачастую - фуражное) и сразу сталкиваются с проблемой сбыта. У них возникают вопросы: кому продать? Почему наша продукция никому не нужна? Ответ на них прост: вы произвели "лишний" продукт. Кто будет покупать фуражное зерно в регионе, где слабо развито животноводство?
Кроме того, такой перекос порождает зависимость от сезона. Животноводство - это круглогодичная занятость, стабильный доход. О полевых работах такого сказать нельзя.
Речь не о том, чтобы отказаться от одной отрасли в пользу другой, более "надежной" - а о взаимном дополнении, о том, чтобы воронежский (впрочем, не только воронежский) крестьянин не задумывался ежегодно, куда ему сбыть с такими трудами выращенный урожай.
Еще одно звено в этой цепочке - перерабатывающая промышленность. Мы теряем колоссальные деньги! Известно, что переработанная продукция увеличивает добавленную стоимость продукта "с фермы" втрое, а то и впятеро. Кстати, в свое время в Воронежской области была очень сильная "переработка". Сегодня же, чтобы действующие предприятия отвечали современным требованиям, чтобы создавались новые, нужны серьезные инвестиционные вложения.
В этом смысле регион выглядит привлекательным: помимо упомянутых биоклиматических условий свою роль играет и географическое расположение. Она находится на пересечении транспортных потоков, что создает предпосылки для разработки перспективных схем в логистике. Впрочем. Этот фактор важен не только для сельскохозяйственного комплекса, но и, скажем, для промышленности.
РГ: ...Которая тоже переживает сегодня серьезный спад.
Гордеев: Значительно более серьезный, чем АПК. В аграрной сфере устойчивый прогнозируемый спрос сохраняется и в период кризиса. О промышленных предприятиях такого сказать нельзя. Причем больше других пострадали именно крупные производства, завязанные на экспорте продукции, пусть даже не впрямую. Фактически, вся наша промышленность очень зависима от экспорта.
Во время визита в Воронеж первого вице-премьера Игоря Шувалова мы побывали на шинном заводе. Там сложилась сложная ситуация. Предприятие остановилось. Хотя у него есть все предпосылки для успешной работы: новое оборудование, конкурентоспособная продукция, обученный квалифицированный персонал. Нет только одного - оборотных средств, причем речь идет не о самой значительной сумме. Это всего лишь один пример. Что касается конкретно этого предприятия, то, насколько мне известно, здесь прорабатывается механизм выхода из кризиса. Надеюсь, завод наберет обороты. Но таких предприятий, требующих серьезной поддержки, у нас немало.
Как вы помните, первый вице-премьер провел в Воронеже совещание с участием членов правительства РФ и глав субъектов ЦФО, посвященное обсуждению антикризисного плана. Тогда прозвучало немало предложений со стороны руководителей регионов. Правительственный план отвечает потребностям текущего момента. Чтобы "приземлить" его в регионы, осталось сделать один шаг - создать аппарат управления этой масштабной программой. Поясню: действующие органы исполнительной власти формируются для работы "в штатном режиме". А мировой финансовый кризис - "нештатная ситуация". Сегодня нужны быстрые шаги, нестандартные управленческие решения. Именно для этого необходим аппарат, посредством которого можно оперативно реагировать на происходящее, координировать взаимодействие на всех уровнях власти, решать проблемы конкретного предприятия или банка.
РГ: Алексей Васильевич, новая для вас должность главы региона как-то повлияла на оценки происходящих сегодня в стране социально-экономических процессов? Может быть, переосмыслили какие-то подходы к управленческой работе?
Гордеев: Принципиально оценки не изменились. Другое дело, что деятельность на посту губернатора серьезно "приземляет", обязывает быть ближе к человеку, ориентироваться на его заботы и потребности. Людям нужны понятные ответы. Им не важно - каков уровень твоих полномочий, что входит в круг должностных обязанностей. Ты - представитель власти. И обязан держать за нее ответ.