22.04.2009 04:00
Власть

Сергей Лавров отправляется в КНДР для улаживания "ядерного" скандала

Глава МИД России оказался в нужном месте в нужное время
Текст:  Евгений Шестаков (Москва-Пхеньян)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4894)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров вылетает в одну из самых "горячих" точек планеты. Пока "горячих" лишь с точки зрения дипломатии. Однако каким бы невероятным ни казался этот сценарий, никто в мире не может исключать, что конфронтация между Северной и Южной Кореями не перерастет в вооруженное противостояние.

Ведь прозвучало же на днях заявление генерального штаба Корейской народно-демократической армии о том, что "Южной Корее не стоит забывать - Сеул находится в 50 километрах от военно-демаркационной линии". Если принять во внимание позицию Пхеньяна, который назвал фактическим объявлением войны КНДР решение Южной Кореи присоединиться к возглавляемой американцами инициативе по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения, то станет очевидным: ситуация на полуострове близка к критической.

Российский министр стал единственным иностранным "дипломатом номер один", оказавшимся в этот сложный момент в Пхеньяне. Не исключено, что в ходе визита Лавров встретится с лидером Северной Кореи Ким Чен Иром. Несколько дней назад власти КНДР объявили о выходе из "шестисторонних переговоров", которые были призваны положить конец атомной программе страны. И выдворили за ее пределы инспекторов МАГАТЭ, работавших на ядерных объектах. А одно из выходящих в Японии изданий, которое, как считают эксперты, отражает точку зрения руководства Северной Кореи, недвусмысленно дало понять: Пхеньян "может трансформировать свой ракетный потенциал, который пока используется в целях мирного освоения космоса в средство военного сдерживания врага".

Тем самым обвинения, с которыми ранее выступали Соединенные Штаты и Япония, о том, что проведенный в начале апреля запуск ракеты-носителя со спутником был частью военной программы Пхеньяна, фактически получили косвенное подтверждение.

Однако, каким бы высоким на первый взгляд ни выглядел градус звучащих из Северной Кореи заявлений, очевидно, что долгосрочная конфронтация с международным сообществом не входит в планы руководства страны. Но теперь, после выхода из шестисторонних переговоров, Пхеньяну необходимо сохранить лицо, чтобы достойно вернуться к диалогу с международным сообществом.

Визит Лаврова предоставляет хороший шанс северокорейским властям дать себя уговорить на продолжение контактов по ядерной программе. И одновременно донести до мирового сообщества новые условия, на которых КНДР готова вернуться к такого рода разговорам. Обсуждать подобные вопросы официальному Пхеньяну проще всего с Россией. Хорошо известно, что наша страна с самого начала предлагала в Совете Безопасности ООН не перегибать палку. И избегать решений, которые Северная Корея восприняла бы как ужесточение санкций, что неминуемо привело бы к срыву "шестисторонних переговоров". Однако, несмотря на относительно мягкое заявление председателя Совбеза, где осуждался проведенный Пхеньяном запуск ракеты, заявление, которое, кстати, поддержала не только Москва, но и ближайший союзник Северной Кореи - Пекин, реакция властей КНДР оказалась неожиданно жесткой. По сути, выйдя из переговоров, руководство Северной Кореи вновь обрекло страну на международную изоляцию.

Сумеет ли визит Лаврова прорвать эту блокаду и вернуть Пхеньян за стол переговоров, покажет время. В понедельник, после длительного перерыва, должны были пройти первые с января прошлого года официальные межкорейские встречи в приграничном Кэсоне. Формально они связаны с работой межкорейского индустриального комплекса.

Пхеньян уже обещал выступить с "важным объявлением", касающимся дальнейшей судьбы этого района. Кэсон остается единственным действующим проектом межкорейского экономического сотрудничества. Остальные, включая поездки южнокорейских туристов в КНДР, были заморожены после того, как Сеул связал оказание помощи северному соседу с продвижением на переговорах о денуклеаризации Корейского полуострова.

Если Кэсон сохранится в качестве совместного проекта двух Корей, это будет означать, что в Пхеньяне ищут пути, как отыграть ситуацию назад, получив от мирового сообщества дополнительные экономические преференции. Если же проект Кэсона будет заморожен или закрыт, то ситуация на полуострове дополнительно осложнится.

Между тем

Ожидается, что после переговоров в Пхеньяне Сергей Лавров вылетит в Южную Корею. Главу МИД России примет ее президент Ли Мен Бак для "обмена представляющими взаимный интерес предложениями, в частности о ядерной проблеме Северной Кореи".

Внешняя политика Северная Корея МИД