Каждый год в конце апреля мы вспоминаем страшную трагедию, которая коснулась судеб тысяч людей, - аварии на Чернобыльской АЭС. Одним из главных направлений совместной деятельности на всех этапах создания Союзного государства стало преодоление последствий аварии на ЧАЭС. Разработана и воплощается в жизнь крупномасштабная союзная "чернобыльская" программа, из союзного бюджета выделяются значительные денежные средства на организацию лечения и оздоровления людей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы, строятся и реконструируются объекты здравоохранения в наших странах-соседях. Но многое еще предстоит сделать.
Накануне печальной памятной даты мы беседуем с заместителем Государственного секретаря Союзного государства - членом Постоянного Комитета Сергеем Шухно.
- Сергей Степанович! В 1998 году была утверждена первая союзная программа по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 1998-2000 годы, затем были приняты еще две программы. Если сформулировать тезисно: что явилось главной целью "чернобыльских" программ, можно ли утверждать, что все намеченное ими выполнено? Какие проблемы еще остаются? И будет ли к 2010 году разработана новая союзная программа по чернобыльской тематике?
- Постоянный Комитет Союзного государства с самого начала своей деятельности уделяет значительное внимание проблемам, связанным с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы. В настоящее время реализуется третья Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы в рамках Союзного государства. Сегодня мы можем рассказать читателям "СОЮ За", что делается участниками программы, чтобы улучшить качество жизни граждан России и Беларуси, и обсудить, какие необходимые дальнейшие шаги в белорусско-российском сотрудничестве нужно еще предпринимать.
Основной целью "чернобыльской" программы является формирование единой политики двух наших государств по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Такая цель достигается путем концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов Беларуси и России при решении важнейших задач минимизации последствий аварии на ЧАЭС. На реализацию мероприятий в 1998-2008 годах было направлено более двух миллиардов рублей из бюджета Союзного государства. За эти годы при участии средств союзного бюджета завершено строительство и введены в эксплуатацию Гродненский завод медицинских препаратов, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (Гомель). Частично завершена реконструкция и оснащены оборудованием государственное учреждение Медицинский радиологический научный центр Российской академии медицинских наук в Обнинске, Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" МЧС России (Санкт-Петербург), медико-социальные объекты Брянской области. Оснащение в рамках программ совместной деятельности новейшей техникой специализированных медицинских центров позволило разработать и внедрить новейшие технологии ранней диагностики, лечения и реабилитации пострадавшего населения, реализовать комплекс практических мероприятий по оказанию медицинской помощи гражданам Беларуси и России, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы. Кроме того, создан Единый российско-белорусский чернобыльский регистр, являющийся информационной основой организации оказания адресной специализированной медицинской помощи.
В него включены сведения о 255 тысячах участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также более чем о 64 тысячах граждан Беларуси и России, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях. В 2008 году в Минске и Москве созданы отделения российско-белорусского информационного центра, основной целью деятельности которого является выработка и проведение единой информационной политики по чернобыльским проблемам в рамках Союзного государства, минимизация социально-психологических последствий чернобыльской катастрофы и преодоление постчернобыльского стресса. В нынешнем году завершается реализация совместного комплексного проекта по созданию Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях Беларуси и России. Атлас позволит обеспечить органы государственной власти различного уровня Беларуси и России необходимой информационной основой для оценки перспектив и планирования мер по социально-экономическому развитию и возврату к нормальным, без ограничений по радиационному фактору, условиям жизнедеятельности населения.
Успешное выполнение программных мероприятий в 1998-2008 годах способствовало социально-экономической интеграции Беларуси и России на основе развития единой инфраструктуры Союзного государства, обеспечивающей комплексное решение чернобыльских проблем. В 2009-2010 годах на завершение комплекса мероприятий действующей программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы из союзного бюджета будет направлено более 400 миллионов рублей. В 2010 году завершается комплекс мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, предусмотренных действующей союзной программой.
Вместе с тем актуальными на период до 2016 года остаются следующие направления работ по реабилитации и обеспечению устойчивого развития пострадавших районов России и Беларуси: развитие системы мер по оказанию адресной специализированной медицинской помощи гражданам; поддержка деятельности, направленной на реабилитацию пострадавших районов (сельское и лесное хозяйство); информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан.
- Как сегодня работают Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, Медицинский радиологический научный центр РАМН в Обнинске, Всероссийский центр радиационной медицины в Санкт-Петербурге? Не отразились ли нынешние непростые экономические условия, связанные с мировым кризисом, на их нормальном режиме?
- Сегодня перечисленные специализированные медицинские учреждения работают, как говорят космонавты, в штатном режиме. Благодаря "чернобыльской" программе, к примеру, в Гомельском центре радиационной медицины и экологии человека удалось значительно расширить лечебно-диагностические возможности, там на современный уровень выведена ранняя диагностика онкологических заболеваний. В Медицинском радиологическом научном центре РАМН и Федеральном госучреждении здравоохранения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова" МЧС России в 2002-2005 годах проводилась реконструкция, оснащение их современным оборудованием.
- Можно ли сказать, что сегодня завершилась унификация законодательства, которое уравняло бы в правах на получение медицинской помощи, в частности, так или иначе связанной с аварией на ЧАЭС, гражданами Беларуси и России независимо от территории их проживания?
- Сотрудничество по сближению законодательства в области здравоохранения в рамках Союзного государства идет по многим направлениям деятельности, включая вопросы предоставления равных прав гражданам в оказании медицинской помощи, ликвидации медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС, производства и взаимных поставок лекарственных средств и изделий медицинской техники, повышения квалификации медицинских кадров. Особо важными в интеграционной деятельности в области здравоохранения являются вопросы обеспечения равных прав граждан Беларуси и России в получении медицинской помощи.
Напомню, в целях выполнения Плана мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 10 марта 2004 года и постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 апреля 2005 года осуществлена разработка Соглашения между правительствами Беларуси и России о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь, которое вступило в силу 6 марта 2008 года. Настоящим проектом Соглашения закреплены равные права на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных (муниципальных - для России) учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на основании вида на жительство на территории сторон, а также Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней.
Граждане, временно проживающие на территории сторон, имеют равные права с гражданами, постоянно проживающими, на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний. При этом граждане Беларуси, временно пребывающие в России и работающие в российских учреждениях (организациях), и граждане России, временно проживающие на территории Беларуси и работающие в белорусских учреждениях (организациях), имеют равные права на получение медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения наравне с другими работающими.
Кроме того, в соответствии с решением совместного заседания коллегий Министерства здравоохранения Беларуси и Министерства здравоохранения и социального развития России от 13 ноября 2008 года и решением Совета Министров Союзного государства от 30 января 2009 года принято решение о создании рабочей группы по подготовке Соглашения между упомянутыми министерствами о сотрудничестве в сфере здравоохранения. Проводится работа по подготовке предложений о порядке оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь, на которых не распространяются положения названного выше Соглашения о порядке оказания медицинской помощи нашим гражданам.
- Последствия от чернобыльской катастрофы испытывают не только люди, но и природа. Какими темпами идет возврат в оборот пострадавших земель? Известно ли вам о реализации подобных проектов, а главное - о масштабах возвращаемых в оборот земель?
- В ряду практических задач, решаемых Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства, вопросам возврата в оборот загрязненных радионуклидами земель отводится первостепенное значение. К окончанию реализации текущей программы площадь загрязненных радионуклидами сельскохозяйственных угодий, на которых будет обеспечена возможность хозяйственной деятельности без ограничения по радиационному фактору должна составить 191,8 тысячи гектаров, площадь лесного фонда, для которого будет обеспечена возможность лесопользования без ограничения по радиационному фактору, - 120 тысяч гектаров. В настоящее время и в России, и в Беларуси эта задача решается. К концу 2008 года площадь возвращенных в оборот сельскохозяйственных угодий составила 82 тысячи гектаров, лесного фонда - 24 тысячи гектаров. В нынешнем году такие показатели должны составить соответственно 137 и 72 тысячи гектаров.
В соответствии с программой выполняется ряд пилотных проектов адресной реабилитации сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств и сельских населенных пунктов, находящихся на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
В рамках программы за 2006-2008 годы проведены работы по инвентаризации временно выведенных из оборота сельскохозяйственных земель и оценке их культурно-технического состояния как в России, так и в Беларуси. Так, в Российской Федерации обобщена информация о проживании в зоне отчуждения населения в населенных пунктах Заборье и Николаевка Красногорского района Брянской области. Разработаны проекты реабилитационных мероприятий в частном секторе в 5 населенных пунктах: Увелье, Макаричи (Красногорский район), Старые Бобовичи, Халеевичи (Новозыбковский район), Веприн (Клинцовский район). Начата реализация проектов в 3 населенных пунктах. Комплекс работ включает создание культурных сенокосов и пастбищ для частного поголовья, применение кормовых добавок, информационную работу с населением по возможности использования лесных массивов.
В Беларуси разработан типовой проект реабилитации 1984 гектаров земель на территории Костюковичского района Могилевской области, н.п. Свенск Славгородского и Майский Чериковского района Могилевской области, н.п. Глинищи Хойникского, Головчицы Наровлянского, Ковака Брагинского района Гомельской области, которые были выведены из сельскохозяйственного оборота. Проведена оценка социально-экономического состояния населенных пунктов, оценка радиологического и агрохимического состояния приусадебных участков, радиологического состояния территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
- Наша газета не раз рассказывала читателям об акциях по лечению детей из семей чернобыльцев в здравницах наших стран. Проходят такие поездки с пользой для здоровья, как правило, под эгидой Постоянного Комитета. В нынешнем году планируются такие акции?
- Забота о подрастающем поколении является одной из важнейших задач Союзного государства. Начиная с 2002 года ежегодно из союзного бюджета выделяются значительные денежные средства на организацию лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В лучших российских и белорусских здравницах отдохнуло более 6,5 тысячи детей из Беларуси и России. Вот и в этом году 750 детей из Брянской, Тульской, Калужской, Гомельской, Могилевской, Минской, Брестской областей и Республики Алтай поедут в детские санатории, расположенные на берегу моря в районе Туапсе (Краснодарский край). Еще около 550 ребят из пострадавших регионов Беларуси и России встретятся во время прохождения санаторно-курортного лечения в детских оздоровительных учреждениях в Минской и Гродненской областях. Но ребята не только лечатся. Во всех санаториях имеются условия для организации учебных занятий, специально оборудованные классы и лингафонные кабинеты, библиотеки и компьютерные залы. Можно не беспокоиться о том, что кто-нибудь из них начнет отставать от школьной программы. Для детей подготовлены специальные культурно-развлекательные программы, работают тематические кружки и спортивные секции.
- Как бы вы оценили нынешнюю степень взаимодействия медицинских учреждений России и Беларуси, МЧС, производителей лекарственных препаратов и медтехники, других служб, занимающихся совместными действиями по преодолению чернобыльской катастрофы? Можно ли сказать, что проходят они по единой системе? Что конкретно предстоит еще сделать общими усилиями в рамках Союзного государства?
- В разработке и реализации всех трех "чернобыльских" программ участвуют ведущие ученые Беларуси и России. Результатами их совместных научных исследований стала подготовка более 100 научно-методических документов. Работа, проведенная МЧС России и Беларуси в рамках действующей Программы в 2006-2008 годах, показала: разработанные и внедряемые реабилитационные технологии имеют высокую радиологическую и экономическую эффективность, а также обеспечивают улучшение хозяйственных показателей - повышение почвенного плодородия, увеличение урожайности культур, повышение продуктивности сельскохозяйственных животных. Реализация этих и аналогичных проектов программы позволяет создать дополнительные рабочие места и улучшить ситуацию с занятостью населения на территории и России, и Беларуси.