Вчера Военно-промышленная комиссия под руководством вице-премьера Сергея Иванова выясняла, почему из года в год приходится корректировать государственный оборонный заказ.
Планы переоснащения армии нередко меняют, что называется, на ходу. Причем это не связано с дефицитом средств. Например, в прошлом году объемы финансирования даже увеличивали - к запланированным 900 миллиардам рублей из федерального бюджета добавили еще 54 миллиарда. Оружейные ассигнования правительство не сокращает даже в условиях кризиса.
Проблемы, как правило, возникают на стадии размещения денег по предприятиям ОПК. Директорам военных заводов в буквальном смысле приходится выпрашивать у заказчиков каждый рубль, а получив его, в авральном режиме строить самолеты и подлодки.
- Со штурмовщиной пора заканчивать. Работать нужно вдумчиво и планомерно, просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, - заявил вчера Сергей Иванов. - Причем особое внимание уделять совместной с организациями промышленности предконтрактной подготовке заданий. Только при таком подходе мы сможем максимально точно обосновать начальную цену государственного контракта, избежать занижения или завышения цены продукции.
Ее конечная стоимость - предмет извечных споров между производственниками и военными. Первые думают о прибыли, вторые - о максимальной экономии. Соблюсти интересы тех и других можно в единственном случае: когда деньги под контракт, хотя бы в форме аванса, заранее перечислены на счет предприятия, а стоимость продукции предварительно оговорена. На нее уже не так повлияют инфляция, рост тарифов на электроэнергию и ГСМ, скачок цен на материалы и комплектующие. Хороший хозяйственник все эти расходы заранее забивает в смету. А самое необходимое для выполнения контракта покупает заблаговременно. Делать танк или корабль куда проще, если броневой щит под них лежит на заводском складе.
С распределением денег военные запаздывали и в благополучные времена. Сегодня эта беда особенно чувствуется в военно-промышленных центрах. Оружейные контракты подписаны, работы хватает, а зарплату люди не получают. Оборонщики жалуются на "верх", выходят на митинги. А чиновникам, отвечающим за пополнение российских арсеналов, приходится ломать голову над финансовыми схемами. Та же Военно-промышленная комиссия только в апреле дважды обращалась к размещению средств по предприятиям, давала жесткие поручения госзаказчикам не тянуть с траншами. Вице-премьер Иванов в беседе с корреспондентом "РГ" объяснил, что в идеале путь денег от голов-ных заводов до низовых производственных звеньев должен укладываться в пять банковских дней. Сейчас он занимает гораздо больше времени.
Трудностями финансовых переводов дело не ограничивается. Несвоевременное размещение заказов сопровождается их постоянным уточнением. Процедура эта долгая, многоступенчатая. В конечном счете каждую коррективу кабинету министров приходится утверждать своим постановлением. В прошлом году правительство занималось такой работой 19 раз.
- Естественно, такое положение дел нас не может устраивать, - подчеркнул Сергей Иванов. - Мы обязаны положить конец практике, когда постоянно возникает необходимость вносить коррективы в гособоронзаказ.
Это тем более важно, что уже идет работа по формированию пакета оружейных контрактов 2010-го и на последующие два года. Вчера Военно-промышленная комиссия рассмотрела предложения в перспективный план. Кроме того, Сергей Иванов и его коллеги говорили о долгосрочном развитии высокоточного оружия Сухопутных войск и информационном обеспечении его применения.