Около 8000 школьников из 30 областей России стали участниками первой Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры. 150 лучших 28 апреля приедут в Москву, чтобы принять участие в финальном туре.
- Ребятам задавались конкретные вопросы из разных сфер, касающихся веры, и, чтобы на них ответить, нужны конкретные знания, - рассказывает член центрального оргкомитета олимпиады, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. - Победил тот, кто дал больше правильных ответов.
Первая Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры для учащихся 5-11-х классов всех видов образовательных учреждений проводится при поддержке министерства образования и по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Задания олимпиады составлены на базе тех школьных предметов, которые включают разделы, связанные с изучением истории и культуры православия. Это литература, история, история мировой культуры и даже география.
По словам отца Владимира, принять участие в олимпиаде может любой ребенок вне зависимости от его вероисповедания и качества веры, если он владеет необходимыми знаниями. Но лучше всего в православной культуре разбираются все-таки дети из православных семей и ученики воскресных школ.
- Многие ребята из православных семей самостоятельно интересуются этой темой и приходят на олимпиаду, чтобы проверить свои знания, - объясняет отец Владимир. - Вера должна подкрепляться знаниями, чтобы она не была слепой.
Отец Владимир признает, что найти необходимые сведения не всегда просто, хороших учебников и книг не хватает.
- Это новая область, появляющиеся учебные пособия в большинстве случаев заслуженно критикуются, - говорит он. - И если Основы православной культуры придут в школу, надо с самого начала преподавать эту дисциплину на высоком качественном уровне. Это должно быть интересно.
Пока, к сожалению, большинству наших подростков не хватает знаний в этой области, и участники олимпиады - не исключение. По мнению руководителя олимпиады Татьяны Скляровой, все несуразности, курьезы, а порой и явные глупости, появившиеся в работах участников, - на самом деле бесценный материал для изучения, размышлений и дальнейшей работы взрослых людей, и не только педагогов.
Например, праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, удостоился следующих трактовок. "Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть", - пишет один из участников.
Было также высказано мнение, что верующие, собираясь в храме, "выкладывают вербную дорожку, и невидимый Бог идет по этой дорожке, убирая с людей все их грехи". А кто-то считает, что "брошенная против ветра верба прогоняет бурю, а брошенная в пламя останавливает огонь".
"Феопоп Авокумский", "Протопок Оввакум", "Протанов Авакур", "Протокот Авокун" - так некоторые участники называли протопопа Аввакума, инициатора "раскола стареобразцев".
На Куликовскую битву, по мнению некоторых ребят, Дмитрия Донского благословляли преподобный Сергий и Губей радостен (игумен Радонежский), он же - "монарх московской церкви", который "молился за Русь и даже послал двух монахов", пытаясь "освободить Русь из-под натяга ига татарского".
Встречались в школьных ответах и "оперпрокурор Святейшего Синода", "храм Бохрова" (Покрова), и "Иевангилие", и "Литургия Преждеосвященных Дорог". Для кого-то "с упразднением Патриархичества в России началась эпоха синодоизма", а кто-то готов найти храм Святой Софии "в Константинополе, Татарстане и Википедии".