Лидеры педагогических профсоюзов на днях обратились с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Путину. Они просили отказаться от новой системы оплаты труда в школах и вернуться к единой тарификационной сетке. В письме особо подчеркивалось, что вопреки обещаниям правительства зарплата учителей стала меньше.
Мы провели проверку, подняли ведомости за последние три года. Есть данные по каждой фамилии. Зарплата у всех учителей выросла. Почему же они недовольны? Оказывается, им неприятно, что их труд теперь оценивают коллеги, ученики, родители. Мол, раньше государство платило - пусть мало, зато всем одинаково. И не было никаких проблем. Но работают-то все по-разному! У одного учителя дети сидят на уроке, открыв рты, а у другого - скучают. Кто-то готов тратить личное время на организацию интересных внеклассных мероприятий, а кто-то не станет этим заниматься. И уравниловка в этом случае недопустима. Вот для того, чтобы поощрять добросовестный труд, создана новая система оплаты труда, учитывающая конкретные достижения конкретного педагога.
Да, далеко не во всех школах она пока нормально работает. Но дело не в самой системе, а в гражданской незрелости общества, как ни странно это прозвучит. Ведь, чтобы принять решение о выплате премиальных, необходимо создать некий совещательный орган, куда должны войти, кроме представителей педколлектива, и родители. А они, как известно, в школе редкие гости. Как убедить мам и пап раз в месяц вникать в тонкости педагогического процесса? Это ведь не просто "посидел-послушал", это серьезная работа и большая ответственность. Много ли у нас родителей, готовых взять ее на себя?
Мало того. Чтобы механизм начисления стимулирующих выплат был абсолютно прозрачен, каждой школе необходимо создать собственный "прайс", где будет четко прописано: выступление детей на соревнованиях - столько-то рублей, защита методической разработки - столько-то. Тогда всем будет понятно, кто за что получил надбавку. И обойдется без недомолвок и обид, которых так боятся педагоги.
Одним словом, во все это нужно вникать. А желающих крайне мало - и в школе, и за ее пределами. Потому как нет еще понимания, что не какой-то дядя сверху, а мы сами должны решать, кому учить наших детей - профессионалам, вкладывающим душу в каждый урок, или тем, кого ни капли не волнует их дальнейшая судьба. Отсюда и все проблемы. Но значит ли это, что мы должны отказаться от новой системы оплаты труда? Не думаю. Ни одно новое дело не идет гладко с самого начала. Есть неудачи, но есть и впечатляющие результаты. Если талантливый учитель стал получать на 13 тысяч больше, чем прежде, - это ведь прекрасно!
Так что я бы посоветовал педагогам не возмущенные письма рассылать, а подумать... о работе над ошибками. Ведь с начала следующего учебного года новая система оплаты труда будет введена во всех школах республики. В их же интересах, чтобы она работала эффективно.