"Появился документ, позволяющий наиболее объективно судить о состоянии природы Подмосковья", - сказал корреспонденту "РГ" Сергей Гильденскиольд, заместитель министра экологии и природопользования Московской области, протягивая четырехкилограммовый том Красной книги Московской области.
В ней - описание 718 видов живых организмов, которые редки или даже находятся под угрозой исчезновения. В тревожном списке значатся 20 названий млекопитающих, 68 птиц, 10 рыб, 320 беспозвоночных, 231 растение, 59 грибов и лишайников. Это на 31 вид больше, чем было в первом издании, выпущенном десять лет назад. Листаю фолиант. На каждой странице - уникальные фотографии и схемы мест обитания "героев" книги, правда, масштаб задан такой, что и не догадаться, рядом с какой деревней можно на них полюбоваться. "И в очерках не указаны точные адреса находок, чтобы уберечь исчезающие виды от браконьеров и губительного интереса особо любопытствующих граждан, - поясняет Елена Суслова, член Комиссии по редким и исчезающим видам животных, растений и грибов Московской области. - Прежде всего это касается декоративных и лекарственных растений, хищных птиц, бабочек..."
Антропогенная нагрузка на природу в Подмосковье не сравнима ни с одним другим регионом. Во время бурного экономического подъема она стала особенно агрессивной. Сейчас на территории Московского региона, составляющей всего 0,3 процента РФ, сконцентрировано 10 процентов производственных сил страны и 11 процентов россиян (плотность населения значительно выше, чем, например, в Великобритании, Германии или Франции). Помимо этого, сетуют авторы книги, с каждым годо м подмосковные леса все активнее теснят коттеджи, да и реконструкция магистралей зачастую проводится без учета потребностей сохранения животного мира.
Стал изменяться климат. И вот результат. На грани выживания оказались русская выхухоль и большой тушканчик, значительно меньше стало выдры... У орнитологов тоже есть причины для беспокойства. "В Красную книгу области занесена почти треть птиц из числа гнездящихся в регионе, - рассказывает Александр Мищенко, ведущий научный сотрудник ВНИИ охраны природы.
И все же ученые считают состояние подмосковной природы достаточно стабильным. "Судите сами, за последние 10 лет с территории области не исчезло ни одного вида позвоночного животного, - говорит Сергей Гильденскиольд. - Более того. Скажем, в 50-60-е годы в наших лесах нельзя было встретить медведя, а сейчас т олько зарегистрированных 9 берлог - в Талдомском, Шаховском и Уваровском охотхозяйствах. Когда речь заходит о рыбах, Александр Русанов, глава фонда "Верховье", выражает сдержанный оптимизм: "Из обновленной Красной книги "уплыла" белоглазка, больше стало чехони, берша, а в отдельных местах даже стерляди". Специалисты по растениям тоже радуются - например, они нашли обширные популяции лунника оживающего и шалфея клейкого. Есть чем похвастаться и орнитологам. "Вновь стали строить гнезда птицы, в возвращение которых верилось с трудом: степной лунь, а также лебедь-кликун и ястребиная сова, облетавшие область стороной более ста лет, - рассказывает Александр Мищенко. - Хочется верить, что за ними вернутся и черный аист, серый гусь, змееяд, сапсан".
Занесение живого организма в Красную книгу - лишь первый шаг к его охране. "Самое главное - создать благоприятную для размножения среду, - подчеркивает Гильденскиольд. - В конце 1990-х - первой половине 2000-х в области не было создано ни одной особо охраняемой территории (ООПТ). Но за последние три года их прибавилось уже 10, включая две ООПТ областного значения и местного - местного. А недавно правительство области утвердило схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ)". По его словам, вскоре к уже существующим 242 зонам добавится еще 37. К 2020 году площадь подобных оазисов природы увеличится в 4,4 раза и составит примерно 17 процентов от территории Подмосковья, достигнув 750 тысяч гектаров.