27.04.2009 00:00
Культура

Группа Brainstorm отправится в тур по России с новым альбомом

Главная группа Балтии впервые выпустила и представила в Москве русскоязычный рок-альбом
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4897)
Читать на сайте RG.RU

На территории бывшего СССР не так много музыкантов, которых уважают и ценят на Западе. Среди таких приятных исключений наш "Мумий Тролль" и рижский Brainstorm, который давно дружит с Ильей Лагутенко. После презентации нового альбома "Шаг", в которой поучаствовали и Евгений Гришковец, и рэперы из "Касты", солист Brainstorm Ренарс Кауперс честно и по-русски ответил на вопросы "РГ".

Российская газета: Вы редкая группа, которая издавна записывала одновременно два альбома: один - на латышском, как бы для "внутреннего пользования" (в Латвии у этого квартета даже название другое - Prata Vetra. - Прим. А.А.). Ну а второй - в "экспортном варианте", на английском. Ваш новый диск наполовину англоязычный, но главные хиты впервые на русском. К чему бы это?

Ренарс Кауперс: Замысел прост - мы стремимся к тому, чтобы люди понимали, о чем мы поем. Для Brainstorm это важно. А так как мы (улыбается) гордые латышские парни, то первая версия у нас на родном языке. И только следующая - интернациональная. Для тех стран, где нас тоже слушают и любят. Мы их уважаем, оттого и делаем переводы песен.

РГ: В России и в Европе Brainstorm открыли благодаря мелодичному, неоромантическому хиту Maybe. За вами сразу же утвердилась слава новых A-Ha. Начались международные гастроли... Чувствуете ли вы себя обязанными соответствовать и сегодня своему романтическому имиджу у публики?

Кауперс: Конечно, мы помним эту песню. Но напомню, что про нашу группу узнали все-таки чуть раньше - когда мы выступили на Евровидении с песней My Star.

А что касается Maybe - вы правы, мы, кстати, ее и записывали в 2001 году в Лондоне вместе с продюсером A-Ha Тони Мэнсфилдом. Причем родилась песня легко и приятно: музыка и слова. А обстановка была, напротив, совсем не романтичная: мы тогда сидели в тесной комнате у компьютера минут 15 и, кажется, кого-то ждали. Ладно, уточню, ждали красивую девушку. Вот, кстати, хороший пример того, как само приходит вдохновение, и работа спорится сама собой... А девушка в тот вечер, увы, так и не появилась...

РГ: Благодаря этой песне вы и подружились с Евгением Гришковцом?

Кауперс: Да, Жене очень понравился наш Maybe. А мы еще прежде были в восторге от его "Одновременно". А встретились-познакомились в московской "Шоколаднице" - благодаря нашему общему другу Алексу Дубасу. Там и родилась мысль о сотрудничестве. А однажды Гришковца не было на концерте, и я исполнил партию вокала за него, но, конечно, по-своему. Исполнять песни, как Женя, может только он.

РГ: Но новый альбом "Шаг" - это уже частично шаг в сторону от привычной неоромантической стилистики Brainstorm.

Кауперс: Вы правы. Мы просто почувствовали, что надо немножко проверить, на что мы еще способны. Ясное дело, мы можем писать красивые мелодичные песни в стилистике мейнстрим. А если попробовать то же самое, но под другим соусом? Отсюда и возникла идея записать "Шаг" с продюсером из мира хип-хопа (его зовут Густаво. - Прим. А.А.). Мы попробовали и получилось.

РГ: Считаете ли вы себя рок- или поп-музыкантами? А то у нас в России группы с гитарами, как правило, неизменно хотят зваться рокерами. А больше всего их пугает эпитет "попсовый", пусть они его и заслуживают...

Кауперс: Даже Курт Кобейн считал свою Nirvana поп-группой. Так что ж говорить о нас?! Конечно, мы поп-музыканты. Влияет ли это на темы, о которых мы предпочитаем петь? Нет. Ведь можно сочинять песни про Гринпис, как Midnight Oil, или выбирать социальные темы. Но главное - петь о том, о чем сам хочешь и что важно именно тебе. Так получается убедительнее, ведь в таком случае и стихи рождаются более искренние и адекватные музыке. А основа песен - это чувства, любовь. По крайней мере для Brainstorm. И я не вижу в этом ничего плохого. Слова плюс музыка - это уже любовь.

РГ: Несколько неожиданно при этом, что вы, неоромантики, обратились за музыкальной поддер жкой к Владу из хип-хоп-группы "Каста"?

Кауперс: Мы познакомились с Владом в студии, в Риге. Он там сводил альбом группы "Каста". Видите, кстати, как все перемешано в музыкальном мире, где гораздо меньше границ?! Ну вот, познакомились, а там уже один "Шаг" до сотрудничества.(Улыбается.) И, с одной стороны, хорошо, что мы свободны в своем творчестве. А с другой - когда свободы и времени в избытке, тогда появляется столько вариантов как бы еще спеть и сыграть. И в конце концов уже сам не понимаешь, какой из записанных дублей лучше...

РГ: В России, мягко говоря, мало кто понимает, почему в Латвии сносят памятники героям, а бывшие эсэсовцы проводят свои акции, как во времена фашистской Германии. Что могут делать в такой ситуации музыканты, должны ли они как-то на нее реагировать или, напротив, полезнее не замечать?!

Кауперс: Я уверен, что песни должны стоять выше всяких рубежей. Мы артисты, а не политики. Есть очень мало примеров того, что какой-либо музыкант мог всерьез сесть за стол переговоров с политиками. Яркий пример - лидер группы U2 Боно Вокс. У меня же такого дара нет, увы.

РГ: Весной вы получили престижную музыкальную награду "Чартова дюжина" (обозреватель "РГ" тоже входит в Экспертный совет. - Прим. А.А.). У обладателя приза "Известность" его статуэтку конфисковали в поезде таможенники и пограничники Латвии. Удалось ли вам довезти до Риги свою?

Кауперс: Да, вот это номер... Нет, у нас все в порядке, приз на месте, на полочке в нашем офисе. Впрочем, мы летали на самолете, а приз был тяжелый (красивая книга из стекла и металла. - Прим. А. А.). Оттого, чтобы в аэропорту нам не засчитали перевес, мы оставляли приз у наших московских друзей. А когда презентовали альбом в Москве, то забрали его и на автобусе привезли домой, в Ригу.

РГ: Прежде вы нередко выступали вместе с "Мумий Троллем", но теперь как нарочно приезжаете в Россию тогда, когда ваш друг Илья Лагутенко поет где-то за границей?!

Кауперс: Как раз пару дней назад один из наших музыкантов - Magic - рассказывал, что видел передачу про тур "Мумий Тролля" по США. Было приятно узнать: молодцы ребята! Мы и вправду с Ильей как-то сейчас не совпадаем, увы. Будем ли мы еще сотрудничать? Поживем - увидим. Сейчас мысли заняты не этим. Диск "Шаг" только вышел, и теперь мы планируем поехать в тур по России.

Поп-музыка