Впервые в Москве выступил оркестр с 60-летней историей и репутацией одного из лучших симфонических коллективов мира. Концерт состоялся в Большом зале Московской консерватории в рамках восточно-европейского турне, проходящего по маршруту: Загреб - София - Москва - Санкт-Петербург.
Гастроли баварцев организовала Московская филармония, привозившая уже в Москву Венский и Берлинский филармонические оркестры. Вместе с именитым и удостоенном многих престижных наград оркестром выступил и его харизматичный дирижер и худрук Марис Янсонс.
В буклете концерта Янсонс охарактеризован как "признанный фаворит мировой музыкальной сцены", что, в общем-то, недалеко от истины. Янсонс - глава сразу двух выдающихся европейских коллективов (помимо баварцев, он руководит еще и Королевским оркестром "Концертгебау" в Амстердаме), лауреат премии "Грэмми-2006" за запись 13-й симфонии Шостаковича. При этом выпускник Ленинградской консерватории, начинавший свою мировую карьеру в качестве ассистента Евгения Мравинского, рижанин Янсонс и сегодня регулярно возвращается в Санкт-Петербург. Он приезжает к заслуженному коллективу, а то и вовсе работает со студентами. А вот в Москве Марис Янсонс не был уже очень давно. Год назад его с нетерпением ждали в Большом театре, где маэстро должен был выпускать "Кармен", но альянс не сложился, и премьерой продирижировал Юрий Темирканов.
В Большом зале консерватории под управлением маэстро в исполнении симфонического оркестра Баварского радио прозвучали Вторая симфония Иоганнеса Брамса, знаменитый симфонический фрагмент "Вступление и смерть Изольды" из оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда" и "Сюита вальсов N1" из оперы "Кавалер розы" Рихарда Штрауса.
С первых же нот оркестр продемонстрировал свой европейский стиль и свой индивидуальный, неповторимый облик. Неторопливость, обстоятельность и педантичность, тщательное выигрывание всех прописанных в партитуре нот напомнили о пресловутой немецкой ментальности. Композитор хотя и насытил комическую оперу "Кавалер розы" легкомысленными вальсовыми ритмами, но создавая на ее основе сюиту, не отказался от главной особенности своего письма - насыщенной множеством мелких деталей, порой утомительно изощренной подробной инструментовки, с которой оркестр справился блестяще.
В симфонии Брамса наиболее убедительными получились жанровые третья (лендлер) и четвертая части. Хотя и медленная вторая, образец философской лирики, звучала органично за счет спокойствия и сконцентрированности исполнителей. Яркой чувственности, натяжения нерва, пожалуй, не хватало баварскому "Тристану". Казалось, оркестр, рассказывая историю неземной любви, делал это добросовестно, но как-то слишком благоразумно.
Сотрудничество Баварского оркестра с Марисом Янсонсом - талантливым, разноплановым дирижером - дает интересные результаты: дирижер не заставляет оркестр изменять себе, но искусно использует его природу. Выразительный скупой жест, продолжением которого становится нежнейшая лирическая тема или темпераментное притоптывание-пританцовывание, выливающееся в бесшабашный оркестровый вальс - все это в работе Янсонса происходит естественно, но в нужный момент он заставляет оркестр и расшевелиться, и вносит в его игру юмор.
Последний был продемонстрирован во втором сыгранном на бис номере. После благородного, проникнутого тихой скорбью "Грустного вальса" Сибелиуса, еще раз вспомнили о Штраусе. Но уже не о Рихарде и даже не об Иоганне, а о его брате Йозефе. В развеселой и по-армейски прямолинейной польке "Без забот" оркестранты "расшутились" до того, что даже выкрикнули хором несколько нот.