Молодежь плохо переживет кризис: она воспитана в тепличных условиях, не имеет "командного духа", не любит дисциплину, привыкла к "халяве" и при этом необыкновенно амбициозна. Таков нелицеприятный прогноз экспертов проекта "Новое поколение" Фонда "Общественное мнение".
Неужели будущее страны в руках воспитанных в бескрайнем либерализме индивидуалистов, которые "никому ничего не должны", но при этом, потеряв работу, сетуют лишь на то, что "мама стала давать меньше карманных денег"? Не все так плохо, пытается успокоить общественность директор проекта, доктор социологических наук Лариса Паутова. Например, кризис мало повлиял на образовательные планы: 57% учащихся сообщили, что будут продолжать образование. Однако мало кто из тех, кто учится за деньги, полностью оплачивает свои лекции, поэтому наши недоросли так бодрятся перед лицом надвигающегося кризиса скорее потому, что уверены в платежеспособности своих "предков". Что же касается жизни вообще, то поплакаться, по данным социологов, больше всего любят жители больших мегаполисов: таких в региональных столицах 54 процента.
Славик - пикапер
Согласитесь, делается неуютно, когда тихий 30-летний сосед (ТФН - типичный фрустрированный неудачник, по международной терминологии пикаперов), сотрудник банка и хозяйственный холостяк, вдруг превращается в агрессивного охотника за "особями женского пола" (ОЖП - из того же сленга).
В выходные любивший поспать Славик вскакивает ни свет ни заря и несется в Поле (место знакомства с женщинами с помощью раппорта (техника НЛП) и выверенного опенера (первая фраза при знакомстве), пытается познакомиться как можно с большим количеством дам, включая "крокодайлов" - в переводе со сленга - "очень страшные женщины, ничего не делающие, чтобы понравиться мужчине".
Курсы пикапа (психологических техник соблазнения) Славик нашел в Интернете, заплатил 15 тысяч рублей и теперь изучает пять ступеней "искусства страсти нежной" в свободное от работы время. А его много - сосед работал в подмосковном филиале одного из столичных банков, который посыпался еще тогда, когда слово "кризис" в России воспринималось практически так же, как "конец света", напророченный слепой бабушкой из Болгарии: когда-то случится, но наверняка не с нами. Вячеслав счастлив - вырвавшись из хитиновой шкурки офисного планктона, он день и ночь занимается любимым делом, а по окончании учебы рассчитывает получить сертификат тренера по пикапу. Насколько эта профессия сейчас популярна, можно справиться в Интернете: неприкаянная молодежь обоего пола предлагает тренинги по методикам крутых отечественных пикаперов: Филиппа Богачева, Михаила Ширина и автора знаменитой "ЖЖизни без трусов" Алекса Лесли.
Теорию мужской привлекательности Славик изучает с азартом и делится откровениями с моим мужем: "носки должны быть чистыми каждый день" или "джинсы дешевле трех с половиной тысяч не покупай". Справедливости ради отметим, что это советы первой ступени познания. На следующей будущих пикаперов учат расслабляться психологически. Скажем, войти в магазин женского белья и попросить случайную покупательницу померить бюстгальтер нужного размера. Или так: запеть в метро "Офицеры, офицеры...". Следующий уровень мастерства: пригласить понравившуюся девушку в кафе и ухитриться получить от нее сувенир. Затем - то же самое с "крокодайлом". И высший пилотаж: логически завершить утреннее знакомство вечерней постелью. Славик - пока на третьем уровне мастерства.
Сосед теперь потерянный член нашего товарищества собственников жилья: за морковкой или луковицей к нему не обратишься - дома появляется поздно и таинственно проскальзывает к себе с абсолютно счастливым лицом. В общем, пикапит на полную катушку. С моей точки зрения, так кризис пошел ему на пользу: перевернул его привычный и не по возрасту размеренный образ жизни и не дал запить или впасть в депрессию, которой страдают уволенные со службы.
Захар - писатель
Молодой культовый писатель Захар Прилепин не столь оптимистичен. Он считает, что кризис не в состоянии раскачать гражданственно безответственное "болото" многочисленных офисных служащих:
- Признаков, что общество изменило свое восприятие жизни, я не наблюдаю. Вот в Европе - да. Посмотрите, как реагирует молодежь на увольнения: людям не безразлично свое будущее. Не видно, чтобы те же "белые воротнички", которые, как утверждают социологи, пострадали больше прочих, попытались уйти в творчество или на производство. Да, кризис вывел из офиса какую-то часть менеджеров. Куда они пошли? Устроились в другие офисы.
Или те, у кого есть пока деньги, - на курсы пикапа.
- Я не вращаюсь в кругу людей, которым бы пришло в голову устраиваться тренерами по пикапу. И вообще заниматься подобной постыдной и мерзкой ерундой. Мои знакомые работают или в медиасфере - и многие действительно потеряли работу и пытаются как-то крутиться, больше писать, - или другой круг - молодые революционеры, которые работают на производстве, на заводах или фабриках. Если будет сокращение и им не хватит денег, они пойдут что-нибудь разгружать, но уж точно не в тренеры по "съему девиц". Что же касается большинства - то они пальцем о палец не ударят, чтобы каким-то образом поменять ситуацию в самой стране.
- Большая часть молодежи в России аморфна психологически, - ставит диагноз своему поколению Прилепин. - Не обладает инстинктом человека своей земли, своей почвы, своей родины и в конечном итоге не желает взрослеть и нести ответственность хоть за что-нибудь и всерьез... Кризис еще раз подтвердил, что молодежь каким-то образом пытается выплывать, но очень четко ощущает, что она "ничего никому не должна" и ей тоже никто ничего не должен. В итоге новое поколение и государство получаются двумя никоим образом не связанными друг с другом субъектами. В то время как России предстоит еще развиваться, ей нужны новые люди, новые идеи, новая экономика. А кто ее будет строить, если наше юношество таково, я не очень понимаю.
Молодое поколение действительно весьма пассивно. И это несмотря на то, что юношеские отделения некоторых партий пытаются показать свою гражданскую активность: например, 1 Мая на улицах Москвы обещают костюмированную акцию - требование предоставить студентам работу по специальности.
- Вот данные на март этого года, - рассказывает Лариса Паутова о так называемом протестном потенциале молодых. - "Мобилизованных" - то есть тех, кто готов участвовать в акциях протеста и имеет личный опыт участия в протестных действиях, среди молодежи 18-30 лет - только три процента, среди студентов - их на процент больше, а среди всего населения - 5. Пассивных же молодых - 57 процентов, студентов - 56, а среди населения их 59 процентов.
Никита - призывник
Однако социологи, работавшие над темой "нового поколения", констатируют: при всей своей гражданской пассивности молодежи у нас никаким кризисом настроение не испортишь. Она с удовольствием рассуждает о новых ценностях и новых возможностях, которые дает кризис.
Вера, начинающий поэт, вообще считает, что кризис - время остановиться и задуматься о своей жизни ("Люди вдруг начинают задумываться: "Да, все посыпалось, да, эту квартиру мы не купим, да, туда, куда мы хотели поехать, не поедем". И нужно немедленно искать какие-то компенсаторные, замещающие вещи. И вдруг оказывается, что мы с семьей не разговаривали годами. Что мы детей не видели сто лет, потому что уходим, когда они еще спят, и возвращаемся, когда они уже спят. В любом кризисе, чем он и прекрасен, - в нем огромное количество возможностей, это просто сгусток шансов. Это яма, но не статичная, окончательная яма. Это яма, в которой начинают бродить истории для взлета на такие же вершины").
Михаил Миронов, один из лидеров международного студенческого движения AIESEC , рассуждает о необходимости адаптации поколения к кризису:
- Приходится быть более гибким, изобретательным и быстрым. Привычная схема "учеба - работа" перестает действовать, и ее необходимо усложнять - вводить новые переменные: стажировки, дополнительное образование, работу волонтером, изучение языка, расширение сети контактов. Многие к этому не готовы.
Свою "антикризисную программу" предлагает телеведущий Никита:
- У нее есть свое название - "Год в сапогах". Сразу после получения диплома этим летом я планирую отправиться в ряды доблестных Вооруженных сил РФ, благо весенний призыв продлили до 15 июля. Переждать смутные для экономики страны времена вдали от самой экономики - хороший выход, да и оставаться в долгу перед Родиной не хочется.
Из досье "РГ"
55% молодых полагают, что в условиях кризиса устроиться на работу по их специальности стало тяжелее.
Чаще в этом уверены более опытные и осведомленные молодые люди 21-23 лет (65%) и 24-26 лет (62%), молодые люди, уже имеющие образование (среднее специальное образование - 67%, высшее - 63%).