Судьба светлогорского предприятия "Русский вольфрам", что в Приморье, стала известна всей стране благодаря вмешательству в нее премьер-министра Владимира Путина. Завод остановлен более года назад, и все это время рабочим и служащим не выплачивалась зарплата.
Более двухсот квалифицированных специалистов вынуждены ходить в лес и собирать дикоросы на продажу, чтобы хоть как-то себя прокормить. Премьер-министр Владимир Путин на встрече с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным и задал конкретный вопрос, почему людей бросили на произвол судьбы. Дарькин, увы, промолчал. "Займитесь этим по-серьезному", - резюмировал премьер.
Между тем в России существует еще одно предприятие, производящее тот же вольфрам. И расположено это предприятие - Приморский ГОК - совсем рядом с поселком Светлогорье, где хозяйствует ООО "Русский вольфрам". И дела на Приморском ГОКе идут нормально: предприятие работает, регулярно выплачивает зарплату и тянет социалку. Чем же так не повезло их соседям в Светлогорье?
Чтобы попытаться понять это, необходимо вернуться в 1987 год, когда знаменитое Лермонтовское вольфрамовое месторождение взялась разрабатывать только что созданная Лермонтовская горно-рудная компания. Предприятие получило новое мощное оборудование, укомплектовало штат профессиональными работниками, для которых был построен современный и удобный поселок Светлогорье. Лермонтовское месторождение вольфрамовой руды по качеству нисколько не уступало мировым аналогам, а вот цены были значительно ниже. Все это позволяло предприятию процветать. Впрочем, так продолжалось недолго, вплоть до 1992 года, когда ГОК был приватизирован. С этого момента Светлогорье проделало нелегкий двенадцатилетний путь, увенчавшийся полным банкротством.
Тогда, в 2004 году, по данным СМИ, дальневосточное предприятие "ГМК Дальполиметалл" бралось вывести Лермонтовскую горно-рудную компанию из кризиса. На самом же деле именно она и довела "ЛГРК" до банкротства (а сегодня и сама переживает нелучшие времена). Вскоре суд признает предприятие банкротом и назначит торги.
А вот дальше происходит совсем уж нечто невероятное. Продавец извещает в "Российской газете" о месте и времени проведения торгов: 13.06.2006, поселок Светлогорье Пожарского района Приморского края, АБК ОАО "ЛГРК". Все заинтересованные в торгах юридические лица своевременно направили по указанному адресу извещения о своих полномочиях. Однако, как выяснила позднее Федеральная налоговая служба России, ОАО "ЛГРК" в течение июня 2006 года отказалась от получения какой бы то ни было корреспонденции.
Торги состоялись. Но не в Светлогорье, как было официально объявлено, а во Владивостоке. И не на предприятии, а в конференц-зале частного отельчика "Акфес-Сейо" на проспекте 100 лет Владивостоку, в доме N103. Покупателем ОАО "ЛГРК" стало некое ООО "Вист-Автоцентр", очень быстро переименовавшее себя в ООО "Русский вольфрам".
Кто конкретно стоит за покупателем, кто владеет сегодня стратегически важным для России предприятием - на самом предприятии не знают. Известно лишь то, что бюджет страны потерял немалые деньги, внесенные официальными участниками торгов в соответствии с условиями тендера.
Мистические - иначе не назовешь - события происходят в Приморье. Имя реального собственника не было названо даже на совещании по проблемам "Русского вольфрама", которое провел лично Сергей Дарькин. Солирующее выступление губернатора было ознаменовано идеей выкупить предприятие за счет средств краевого бюджета в собственность администрации Приморья.
Стало быть, мистический ряд событий продолжается. Достаточно задать три простых вопроса, чтобы понять это. Первый: у кого конкретно так настойчиво собирается выкупать предприятие приморский губернатор? Почему он предпочитает потратить для этого огромные средства рядовых налогоплательщиков Приморья, вместо того чтобы найти собственника и привести его в чувство средствами, давно имеющимися в законодательстве России и вообще ввести это дело в правовое русло? И главное: почему по сию пору продолжают страдать ни в чем не повинные люди - рабочие и служащие "Русского вольфрама", почему стратегически важный продукт недополучает российская оборонка?
Вольфрам в переводе с латыни - волчья пена. Очень похоже, что за всеми необъяснимыми событиями в Светлогорье стоят чьи-то конкретные волчьи интересы.