30.04.2009 03:00
Экономика

Виктор Басаргин: Примерно 15 процентов семей смогут получить адресную субсидию по оплате жилья

Какие изменения ожидаются в тарифной политике
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №77 (4901)
Читать на сайте RG.RU

Уже в ближайшее время минрегион начинает эксперимент по введению в тариф инвестиционной составляющей - то есть расходов на строительство новых котельных, теплосетей, водопроводов.

Не окажется ли в результате плата за жилье неподъемной для населения? На вопросы "Российской газеты" ответил министр регионального развития Виктор Басаргин.

Российская газета: Сегодня многие эксперты высказываются за замораживание коммунальных тарифов, хотя бы на время кризиса. У минрегиона, как известно, свое видение ситуации. Почему?

Виктор Басаргин: Знаете, у нас исторически сложилось: как только разговор начинается о тарифах, население сразу хватается за карман. Даже не столько само население, сколько, как вы сказали, "многие эксперты", часто депутаты, зарабатывающие на "горячей" теме политические дивиденды.

Между тем сегодня самый надежный плательщик за коммунальные услуги - это население, 95 процентов платежей проходят в полном объеме. Ни бизнес, ни госпредприятия такой пунктуальностью, к сожалению, не отличаются...

РГ: Ну еще бы! Над ними же не висит угроза выселения за долги!..

Басаргин: Дело не только в жесткости законодательства. Не следует забывать и о мерах защиты низкообеспеченной части населения, которую это же законодательство обеспечивает. Сколько боялись и монетизации, и введения адресных жилищных субсидий. Тем не менее сейчас эти механизмы реально работают.

Потребители платят за услугу столько, сколько она стоит. Но тем, чьи доходы недостаточны, чтобы оплатить ее целиком, государство компенсирует часть платежа. Сегодня адресную субсидию по оплате жилья оформили где-то 7-8 процентов населения. В связи с кризисом, по нашим оценкам, ее смогут получить вдвое большее количество семей - примерно 15 процентов.

РГ: Значит, не стоит надеяться на то, что коммунальные тарифы в период кризиса будут оставаться неизменными?

Басаргин: Тарифы растут вынужденно. Если этого не сделать, кардинально ухудшится ситуация в коммунальной отрасли. Износ теплосетей, водопроводов, оборудования по разным регионам колеблется от 60 до 80 процентов.

Коммунальное хозяйство требует постоянного обновления, чтобы не приходилось дыры латать в аварийном режиме. В тариф заложена составляющая на ремонт и эксплуатацию систем. Но вот что касается введения нового жилья, подключения к энерго- и коммунальным ресурсам, за это ведь тоже нужно платить. Это развитие, инвестиционная составляющая тарифа.

Правда, в любом случае приближаться к такому обоснованному значению тарифа нужно постепенно, ориентируясь на уровень инфляции и реальных доходов населения.

РГ: Как обеспечить прозрачность таких расчетов?

Басаргин: Допустим, ресурсоснабжающая организация представляет на утверждение новый размер тарифа. Если планируется построить новую сеть, новую котельную, расходы также закладываются в тариф. Программа развития утверждается муниципалитетом, и он же следит, чтобы все пункты были выполнены в полном объеме. Нет конкретных, экономически обоснованных планов - значит, такое повышение тарифа утверждать не должны. Любые дополнительные расходы должны быть четко обоснованы и утверждены. В этом году впервые предстоит опробовать в нескольких пилотных регионах такую модель тарифообразования - сейчас мы занимаемся отбором наиболее подготовленных регионов.

РГ: А как насчет перекрестного субсидирования? Вы говорите, что коммерческие предприятия позволяют себе иметь долги по коммуналке. А население платит добросовестно. Значит, надо уменьшать тариф для первых и увеличивать для вторых? Это справедливо?

Басаргин: Ну, не "повышать" и "понижать", а если говорить объективно, больше подходит термин "выравнивать". Потому что ликвидация перекрестного субсидирования (когда еще с советских времен предприятия платили по высокому промышленному тарифу, а население - по социальному низкому) предполагает единый тариф для всех потребителей. Процесс этот очень постепенный, но программа началась уже в 72 регионах. Причем власти сами на месте решают, какими темпами менять эти пропорции.

Тем более у них имеется такой инструмент, как предельный индекс роста совокупного платежа, который они утверждают с учетом платежеспособности населения. До сих пор эти индексы рассчитывались на федеральном уровне, Федеральной службой по тарифам. Мы предлагаем "опустить" тарифное регулирование, за исключением "большой энергетики", на уровень муниципалитетов. В любом случае именно местные власти лучше найдут компромисс между потребностями коммунальщиков и финансовыми возможностями населения.

РГ: До сих пор многие регионы сохраняют предоставление льгот по оплате коммуналки. Ваше мнение?

Басаргин: Заменять натуральные льготы денежной компенсацией надо обязательно. Почему сегодня у ЖКХ 300 с лишним млрд руб. кредиторской задолженности? Во многом потому, что существует эта "виртуальная" плата. Льготник, условно говоря, должен заплатить тысячу рублей, а платит только половину, потому что имеет 50-процентную скидку, значит, 500 рублей за него должен коммунальному предприятию внести бюджет. Далеко не все регионы эти недополученные деньги коммунальным предприятиям компенсируют в полном объеме.

Другое дело, если человек заплатил всю тысячу, а компенсацию из бюджета получил на свой личный счет. Все ясно, прозрачно. Интересы всех сторон соблюдены.

Справка "РГ"

Сегодня население оплачивает 100 процентов стоимости жилищно- коммунальных услуг уже в 72 регионах. Средний уровень оплаты по стране равен 87 процентам от фактических затрат коммунальных предприятий. По прогнозам минрегиона, окончательный переход на 100-процентную оплату коммунальных тарифов населением, а также переход на единый тариф для промышленных предприятий и населения закончится к 1 января 2011 года.

ЖКХ Минэкономразвития