Российский рынок труда еще до кризиса сложился в неприемлемом для экономического роста виде.
Во-первых, система высшего образования стала производить небывалое прежде количество массовых специалистов - менеджеров, экономистов, юристов - в ущерб качеству их подготовки. Причины такого сбоя - стремление государственных вузов наращивать бюджетное финансирование "от достигнутого", резкое ослабление требований к качеству учебного процесса, а также широкая доступность платного высшего образования. В этих условиях только самые большие неудачники из числа выпускников школ не становились студентами. На рынок труда без высшего образования выходили немногие и самые неподготовленные.
Во-вторых, сам рынок труда не требовал большого числа рабочих мест с высокими профессиональными качествами. Ведь наш "реальный сектор" (включая строитель ство и сельское хозяйство), за редким исключением, до сих пор остается реликтом индустриальной эпохи с высокой долей физического монотонного труда, не требующего никакой квалификации.
Так мы получили своеобразные "ножницы", когда примитивный рынок труда требовал большого числа людей с малоквалифицированными специальностями, а система образования плодила специалистов с зачастую псевдовысшим образованием. Отсюда миллионы незанятых вакансий на всевозможных слесарей, токарей, не говоря уже о водителях и просто подсобных рабочих, и совсем непростая ситуация у некоторой части дипломированных специалистов, которые вынуждены были соглашаться на любую, но только не на "рабочую" занятость. К их счастью, в последние годы бурно развивались торговля, сервис, быстро росла армия чиновничьих вакансий. Сейчас в России, как известно, чиновников больше, чем во всем перестроечном СССР. Не отсюда ли, кстати, такой низкий уровень эффективности нашего госаппарата?
Очевидно, что нашего гражданина затащить на малопривлекательные вакансии было большой проблемой. Вот тут и появляются трудовые мигранты из стран бывшего СССР, с которыми у нас безвизовый режим и в которых экономическая ситуация хуже нашей. Они стали занимать пустующие рабочие места в строительстве, торговле, коммунальной сфере, сельском хозяй стве, на транспорте и проч., немало поспособствовав обеспечению недавнего экономического роста.
Но вот наступил кризис. Безработных уже более 7 млн, и их число продолжает расти. На наших глазах в прошлое уходит российская экономика XX века. При этом удар в виде потери работы и/или заработка приходится по миллионам людей, о которых не следует забывать государству. И здесь недостаточно ухищрений в виде пособия по безработице или временной занятости. Настала пора запускать мощные программы переподготовки кадров вплоть до предоставления возможности получить второе, на этот раз полноценное, высшее образование. Отпустить наконец на свободу малый и всякий другой бизнес, который откликнется созданием новых рабочих мест.
А как же смотрится роль трудовых мигрантов в этом контексте? До кризиса, по оценкам экспертов, на территории России единовременно находились до 10 млн гастарбайтеров. Постепенно благодаря эффективному законодательству, принятому в последние годы, доля тех из них, кто легализовался, росла. Эта цифра, согласно исследованиям Международной организации труда, уже достигла 75 процентов. Хотя были и досадные шаги назад. Например, запретили трудовым мигрантам работать продавцами на розничных потребительских рынках.
Очевидно, что сейчас столько трудовых мигрантов нам не нужно: остановился рост в строительстве и торговле - двух сферах, где гастарбайтеров больше всего. Хотя ставить вопрос о полном их изгнании из страны глупо. Ведь даже в экономике XXI века остаются рабочие места, на которые образованные люди из числа собственных граждан не пойдут. К тому же Россия вступила в период затяжного спада численности трудоспособного населения. Конечно, мигрантов будет не так много, как до кризиса, судя по оценкам, не более 3-5 миллионов. Судьба остальных незавидна. Да, в ближайшие годы часть из нынешних 10 млн, несмотря на кризис, найдет себе работу в Сибири и на Дальнем Востоке (регионах, наименее пострадавших от спада) - такая тенденция уже обозначилась. Но большинству придется покинуть Россию - просто из-за элементарной нехватки работы.
Для осмысления ситуации могут пригодиться зарубежные примеры. В большинстве стран Западной Европы временные трудовые мигранты присутствуют, и без них сложно представить функционирование экономики, социальной и коммунальной сферы. Относительно эффективное решение этой проблемы там построено на отработанных процедурах, которые нам еще только предстоит внедрить.
Это, например, жесткое отслеживание процесса легализации всех въезжающих на территорию России: от создания базы данных на границе, которая доступна всем заинтересованным госструктурам, до требования к мигрантам пользоваться электронной картой с микрочипом, при помощи которой власти смогут наблюдать за перемещением гастарбайтера по территории страны, его доходами и расходами, что важно, например, при взимании налогов и для пресечения незаконного обналичивания.
В этом направлении и должна развиваться политика России в сфере временной трудовой миграции.