"Ленин" в преддверии Дня Победы стал на швартовку в центре Мурманска, у Морского вокзала. Здесь будет теперь его вечная стоянка.
Разные идеи возникали по поводу дальнейшей судьбы первого в мире ледокола. И на металлолом разрезать, и ресторан на нем сделать, и гостиницу. Но, в конце концов, решили "Ленин" сохранить как мемориальный музей. И поставить его на вечную стоянку на набережной у городского Морского вокзала.
Анатолий Александрович, президент фонда поддержки ледокола, рассказал, что набережную специально оборудовали для "Ленина", берег укрепляли и углубляли. Шпунт пробили вглубь на 17 метров. Раньше у берега было не глубже трех-четырех. А теперь ледоколу, имеющему до 9 метров осадки, здесь будет безопасно и вполне комфортно. Сделаны две секции переходного моста, к которому прикрепят понтоны. Уже с них пойдет трап на судно.
- Другой судьбы у "Ленина" быть не должно, - уверен Александрович. - Только музей истории развития отечественного атомного флота, освоения Арктики и Северного морского пути. Это масштабный проект. Я бы сказал, проект века. "Ленин" - первый в мире атомный ледокол, построенный за рекордно короткие сроки. И его надо сохранить для потомков.
- Поговаривали об открытии на ледоколе увеселительных заведений…
- На "Ленине" будет работать бизнес-центр, помещения судна станут использоваться для проведения самых разнообразных конференций и совещаний. Туристы смогут пообедать в кают-компании, выпить здесь чай или кофе. Это будет. Но ресторана в негативном понимании этого слова на ледоколе не появится. Это будет, прежде всего, музей.
Но содержание ледокола - предприятие дорогостоящее. Ежегодно для этого потребуется около 30 миллионов рублей. Хотя, как заверил генеральный директор предприятия "Атомфлот" Вячеслав Рукша, деньги найдутся. Часть средств атомоход будет зарабатывать сам, за счет музея и гостиницы. Нынешняя швартовка "Ленина" - пробная. Ледокол снова отойдет от Морского вокзала, на ремонт. А уже после он займет место своей вечной стоянки. Посетители смогут подняться на борт уникального атомохода не раньше 3 декабря 2009 года, когда будет отмечаться 50-летие атомного ледокольного флота России.
Справка "РГ"
Ледокол "Ленин" заложили 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Атомоход не раз прошел от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря. За тридцать лет работы на его счету 654 400 миль, из них во льдах - 560 600. Он провел 3741 судно. Награжден орденом Ленина. Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А известный капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без "Ленина" и даже умер по дороге на ледокол. Именно Соколову принадлежала идея сохранить судно, сделать на ледоколе музей истории освоения Арктики.