Вчера Владимир Путин проинспектировал стратегический Амурский судостроительный завод. Закрытое предприятие предстало с большим числом открытых вопросов и неразрешенных проблем. Выход из ситуации власти увидели в возвращении завода под патронаж государства.
Подводные лодки - гордость отечественного ВПК - явились перед главой правительства Владимиром Путиным не в лучшем виде. Неотапливаемые и лишенные света стапельные цеха, где "куется" подводный флот, производили угнетающее впечатление как повсеместной ржавчиной, так и холодом. Посреди всего немеркнущим призывом звучал потрепанный советский плакат "Только в срок, досрочно, с высоким качеством - таков закон работы на важнейшем правительственном заказе".
Войдя в один из цехов АСЗ, премьер заметил атомную подводную лодку "Барс" - огромная утроба лежала в полнейшей тишине и темноте. К "Барсу" рабочие не притрагивались с 1996 года, когда было приостановлено его строительство. Два миллиарда рублей должны реанимировать подлодку - такую сумму решено было выделить на достройку и испытания в ходе вчерашнего совещания по вопросам развития судостроительной отрасли.
Проблемы на АСЗ те же, что у остальных промышленных гигантов, только имеют не совсем кризисное происхождение. Еще в прошлом году АСЗ показало себя нерентабельным, понеся чистый убыток в 3 млрд рублей, причем половина этой суммы ушла от предприятия в течение первых трех кварталов. Износ мощностей превысил 80%, в то же время загрузка производств в прошлом году упала до 20%. Кроме того, по данным министерства промышленности и торговли, кредиторская задолженность только перед Сбербанком составляет 14,3 млрд рублей (Путин привел другую цифру - 13,9 млрд рублей), а общий объем займов достиг 36 млрд рублей. "Некоторые ваши контрагенты подали в суд о признании предприятия банкротом", - сказал Владимир Путин.
В последние несколько лет основным заказом АСЗ считалось строительство АПЛ "Нерпа" проекта 971И. Судно должно было отправиться в аренду ВМФ Индии (стоимость контракта - 22 млрд рублей), однако во время испытаний в ноябре 2008 года чуть ли не отправилось на дно. Теперь на ликвидацию последствий аварии и на достройку лодки, по оценкам полпреда президента в ДФО Виктора Ишаева, необходимо почти 2 млрд рублей. Впрочем, в нынешнее время ключевое значение в качестве источника финансирования приобретает гособоронзаказ, который, как выяснилось, тоже "подводит" заводы. Минобороны до сих предоставило только 15% средств от контрактов, хотя уже прошло почти полгода, возмущался президент Объединенной судостроительной корпорации Владимир Пахомов.
Строить суда для иностранных государств - дело прибыльное и, может быть, даже престижное, однако сами россияне должны ориентироваться только на российское качество, убежден Путин. Почему именно так, премьер-министр не стал объяснять - кто надо поймет. Он лишь назвал недопустимым размещение заказов на зарубежных верфях, если есть возможность строительства аналогичной морской техники в России. "К сожалению, такая практика еще существует, - вздохнул Владимир Путин, - некоторые компании... не будем показывать пальцем, размещают заказы на танкеры ледового класса в Южной Корее при более низкой стоимости отечественных судов. Приоритет должен быть отдан нашим верфям". Впрочем, по мнению главы Росрыболовства Андрея Крайнего, проекты наших судов соответствуют стандартам 70-80-х годов.
Еще одной проблемой, обостряющей состояние завода, Путин признал собственников: только 18% акций стратегического оборонного завода принадлежат государству. Остальными пакетами владеют ЗАО "Торгово-финансовая группа", ООО "Антик", ЗАО "ПКК "ИНПАК", ЗАО "ДКК". "Собственники завода за последние годы не проявляли себя эффективными", - уверен Владимир Путин, заметив при этом, что не хотел бы давать никаких оценок. К слову говоря, тему собственников поднял слесарь-монтажник Александр Астраханцев и тут же был приглашен поучаствовать в совещании. "Я не иронизирую!" - премьер мягко улыбнулся Астраханцеву, предчувствуя, что тот отлично выступит "на стороне обвинения".
- В ходе движения по цехам мы имели возможность поговорить с рабочими. Александр Сергеевич сформулировал от лица трудового коллектива просьбу. И сейчас ее повторит. Пожалуйста, Александр Сергеевич! - пригласил Путин.
- Большая часть нашего коллектива хочет, чтобы завод снова был возвращен в государственные руки. Так думают все! Мы хотим вернуться назад в государство. Будем работать с большим энтузиазмом, - произнес в свою очередь Астраханцев.
- У нас нет целей деприватизации, но там, где собственник является неэффективным, мы, конечно, должны думать, что сделать, чтобы ситуацию изменить! - согласился премьер.
В минувшую субботу группа акционеров, владеющих 59% акций, подписала мировое соглашение о продаже за символическую сумму этого пакета Сбербанку России. Последний обязался перепродать акции на этих же условиях Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Амурский завод. Как сообщил "РГ" источник в правительстве, сумма сделки составила 4 тысячи рублей. Таким образом, ОСК будет располагать 77% акций АСЗ.
Кроме того, Сбербанк предоставит на оздоровление верфи около 435 миллионов долларов сроком на 10 лет. Банк также согласился отозвать требования о безакцептном списании денег, поступающих на счета предприятия. Еще 200 миллионов рублей в течение недели направит минобороны в рамках госзаказа плюс 380 миллионов рублей до июня поступят из тех же источников. "Все эти средства будут выделяться параллельно с предоставлением плана оздоровления предприятия, его модернизации и загрузки", - заключил Владимир Путин.
Между тем
Вчера Владимир Путин посетил Авиационное производственное объединение имени Гагарина, которое выпускает самолеты "Сухой Суперджет-100". Премьер решил в качестве господдержки выделить на реализацию этого проекта почти 7 миллиардов рублей. По словам Путина, увеличение финансирования связано с удорожанием некоторых комплектующих деталей новейших самолетов.