Во время визита премьер-министра Владимира Путина в Японию правительства двух стран подписали меморандум об основах дальнейшего сотрудничества в области предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов и незаконного вывоза продукции из них.
Меморандум, конечно, не межправительственное соглашение. В нем лишь намечен вектор для совместных действий в борьбе с браконьерами. Однако руководитель Росрыболовства Андрей Крайний называет документ прорывным. Он дает основания для того, чтобы наладить в японских портах контроль за происхождением уловов, которые там разгружаются. И лишить браконьеров возможности сбывать незаконно добытое. Легальный улов или нелегальный - это японцев не волновало. Покупали все. Благодаря нашим море продуктам мелкие рыбацкие деревушки на севере Японии превратились в цветущие города.
В Росрыболовстве утверждают, что три четверти незаконно добытых крабов переправляются в Японию. Правда, в последние годы объемы нелегальных поставок снизились. Причина - сокращение численности камчатского краба в наших водах до катастрофически низкого уровня. Но и сейчас ввоз наших крабов в Японию в разы превышает установленный в российских водах общедопустимый улов.
Специалисты давно говорили, что единственный действенный маневр в войне с браконьерами - помешать сбыту продукции. Ловить их "на месте преступления", в море, конечно же, важно. Но когда один "крабовый" рейс приносит судовладельцу несколько сотен тысяч долларов, он готов расстаться с арестованным судном и купить новое.
У России уже есть позитивный опыт международной борьбы с браконьерством в другой части страны. Соглашения, устанавливающие тотальный контроль за происхождением рыбацких уловов, заключены с ЕС. Очень тесно наши рыбные чиновники взаимодействуют с норвежскими коллегами. И в результате браконьерство в Баренцевом море удалось, по крайней мере, ввести в рамки приличий.
Что стало причиной общепризнанного восстановления рыбных ресурсов в этих водах. Возможно, эти примеры помогли нашим соседям несколько иначе взглянуть на проблему борьбы с незаконным промыслом. Но, скорее всего, причина смягчения японской позиции - расширение сотрудничества между нашими странами в газовой сфере. Выгоды, которые оно сулит, значительно больше тех, которые приносят любые крабы и ежи.
Впрочем, положительно оценивая подписание меморандума как важнейший шаг в борьбе с браконьерством, эксперты считают, что за этим должно последовать межправительственное соглашение о совместной борьбе с незаконным промыслом.
Один из лидеров российского рыбного бизнеса, Дмитрий Дремлюга, настаивает на том, что при легализации промыслов биологических ресурсов не обойтись без привлечения японского бизнеса к созданию рыбоперерабатывающих предприятий и оптового рынка на российском берегу. Они же станут и крупными покупателями.
Руководитель Охотского территориального управления Росрыболовства Сергей Склянин обращает внимание на то, что рыбопереработка и новые рабочие места пока могут появиться только там, где есть железная дорога. Без доступных путей сообщения на Дальнем Востоке перерабатывать рыбу просто невыгодно. В противном случае рыба, выловленная под носом у магаданцев, в конечном счете будет доставляться исключительно во Владивосток.