Антикризисные меры кабинета министров, не проработав и полгода, частично стали подвергаться ревизии. Вчера президент Дмитрий Медведев был вынужден признать, что идея о госгарантиях реальному сектору экономики провалилась.
Система государственных гарантий системообразующим предприятиям при банковском кредитовании должна была заработать еще в январе, и в деле поддержки реального сектора экономики ей отводилась одна из ключевых ролей. Государство специально заложило на эти цели 300 миллиардов рублей, однако на календаре - середина мая, а средства до реального сектора так и не дошли. "Из них ни рубля не выдано, - констатировал глава государства, собрав в Кремле совещание по экономическим вопросам. - То есть прежняя идея государственных гарантий провалилась".
Провалилась она из-за предложенной формы госгарантий. Правительству показалось вполне очевидным, что госгарантии, как это традиционно принято, должны носить субсидиарный характер. То есть сначала банки должны потребовать расчет с обанкротившегося заемщика, а уж затем идти к поручителю в лице государства.
Но в банковском секторе в условиях кризиса традиционные схемы показались не такими очевидными. И в конце марта банкиры открыто стали заявлять, что по форме субсидиарной ответственности кредитовать никого не собираются, поскольку процедура банкротства предприятий иногда затягивается на годы.
"Я сейчас не хочу никого конкретно обвинять, по всей вероятности, сами банки должны были сигнализировать, что такой механизм предоставления гарантий для них не будет убедительным", - сказал Медведев. Однако от системы госгарантий государство отказываться не собирается. Поэтому президент поручил завершить подготовку нормативных актов, но с учетом того, что система будет строиться на основе солидарной ответственности государства.
- Проект закона готов и находится сейчас в министерстве юстиции, к концу недели мы завершим эту работу, - доложил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
- Нам нужно быстрее эту работу завершать, потому как деньги все ждут, а система госгарантий не работает, - подчеркнул президент.
На следующей неделе также должен быть готов проект закона о повышении государственной доли при докапитализации банков, которым государство опять же берет на себя дополнительное финансовое бремя. Если раньше Внешэкономбанк выдавал субординированные кредиты в капитал банков только при условии, что сам банк привлекает аналогичную сумму в капитал самостоятельно, то теперь пропорции изменятся в сторону государства: на один рубль, привлеченный банком, государство будет предоставлять в капитал свои три.
При этом Дмитрий Медведев уже в который раз подчеркнул, что объемы кредитования экономики банками не должны быть меньше объема господдержки, полученной банками. "На кредитование экономики должны быть направлены средства банками в объеме не менее сумм господдержки, а процентная ставка по таким кредитам для заемщиков будет складываться из ставки рефинансирования плюс три процента", - сказал глава государства.
Пока же банковские кредиты едва ли доступны как организациям, так и обычным гражданам. И основное препятствие здесь - высокие процентные ставки, которые превышают 20 процентов. Банки же тревожит рост просроченной кредитной задолженности. "Образовался сложный порочный круг - для предприятий такие кредиты неподъемны, а сами банки с их растущим объемом просроченной задолженности зачастую боятся выдавать новые кредиты", - заявил Медведев.