Размеры плота - 4 на 6 метров, высота - 4 метра. Он несет на себе домик с 6 топчанами в два яруса, газовую плиту и холодильник, работающий от дизеля, выдерживает груз в 3 тонны и может пройти по мелководью, где глубина едва превышает 20 см.
Лет пять назад жители села Старица, что в Тверской области, стали свидетелями необычного зрелища: по проселочной дороге старенький УАЗ тащил дом на колесах. Необычная процессия, поднимая пыль, катила к Волге. Местные старушки решили, что это торговая лавка, но мужики охладили их покупательский зуд.
- Не, то не лавка, рассудительно заметил один дед. - Это ребятне на выпускной вечер развлекаловку везут.
Старик тоже ошибся. Спустившись к берегу, машина по самые колеса залезла в воду. Ее пассажиры с полчаса повозились с прицепом. Затем УАЗ тронулся в обратный путь, а дом неторопливо поплыл вниз по течению.
"Фаната" придумал фанат
Изобрел плот, названный "Фанат-1", Михаил Надточей. Родом он с Брянщины, а в Старицу перебрался в 1990-м. Эхо чернобыльской трагедии заставило семью бросить добротное хозяйство и искать счастье на новом месте. Но нет худа без добра. Поселившись в верховье Волги, Миша буквально окунулся в давнюю страсть - рыбалку. А заодно воплотил в жизнь взлелеянную с детства мечту - построить плот.
Обычная связка бревен, на которой путешествовали герои кинофильма "Верные друзья", Михаила не устраивала. Он решил изобрести нечто такое, чего до него никто не делал. Помогла природная смекалка, золотые руки и прежняя работа в одной "хитрой" лаборатории. Несколько месяцев Миша провел за чертежами и расчетами. В итоге каждая деталь получилась оригинальной, хоть авторское свидетельство выписывай.
Главное плавсредство на плоту - обычные пластиковые бутылки из-под минералки. Таких "поплавков" ровно 3 тысячи. Они плотно стоят в трех деревянных коробах - по тысяче в каждом. Труднее оказалось подобрать стройматериал, сварить раму, приделать к ней короба, а сверху настелить палубу. Все рассчитывалось до миллиметра: малейшее нарушение центровки грозило плоту крушением. На верхней Волге хоть и не штормит, но ветра бывают такими - лодки переворачивает. Все это Миша учел и для устойчивости снабдил плот автомобильными камерами - их крепят ремнями между рядами бутылок.
В суровую погоду плот может крутить, как ветряную мельницу, выбрасывать со стремнины к берегу, наталкивать на подводные камни, а ему хоть бы хны - даже посуда с полок не летит. Правда, при сильном встречном ветре можно на одном месте сутки проторчать. Два рулевых весла по бортам палубы тут бесполезны. Один выход - лезть в воду и брать плот "на буксир", то есть толкать. Весла, между прочим, Миша сделал сборными: под напором волны гнутся как лук, но не ломаются.
32 сплава за 8 лет
Пробный заплыв Надточей устроил 8 лет назад. Тогда на плоту еще не было домика с газовой плитой и морозильником. Постельное белье и иные приметы цивилизации появились позже. Обязательный ритуал поднятия Российского флага перед отплытием - тоже. А в тот, самый первый раз небольшая команда довольствовалась скромной палаткой, тушенкой и жесткими матрасами, брошенными на палубу.
Миша ходил на своем "Фанате" по Волге уже 32 раза. Не тонул ни разу, хотя приключений испытал немало. Однажды плот напоролся на огромный камень. Удар был настолько сильным, что треснул один из коробов и бутылки пришлось собирать по всей Волге. Авария поход не остановила. Кое-как подлатав плот, экспедиция благополучно завершила путешествие. Но с тех пор Миша всегда берет с собой ремонтный материал.
В другой раз дожди смыли дорогу, по которой мы планировали возвращаться в Старицу. Мыкались чуть ли не до Твери, пока не причалили к подходящему склону. Но он был крутоват для подъема "уазика" с большим прицепом. Отыскать трактор не получилось, поскольку в этом районе хозяйничали военные. Они-то в конце концов и выручили. С нами тогда плыл военком Старицкого района Николай Мекуренков, душа компании, балагур и в некотором смысле авантюрист - быстро нашел общий язык с коллегами. Вечером мы крепко угостили их на "Фанате", и офицеры были готовы выслать на подмогу реактивную систему залпового огня. В итоге остановились на ремонтной машине. Спуститься к берегу она смогла. Вытянуть плот на берег - тоже. А дальше начались мучения. Передний мост у грузовика не включался, и он сам едва выбрался наверх. "Фанат" пришлось тащить в несколько приемов с помощью автомобильной лебедки. Трос оборачивали вокруг дерева и тянули помаленьку. И ведь выдержал - ни одна доска не треснула. После этого случая Миша твердо решил, что новый плот "Фанат-2" обязательно сделает самоходным.
Провести такой прицеп по автомобильной дороге тоже большое искусство. Но Миша и здесь все предусмотрел. Колеса идут по правой кромке шоссе, так что машины свободно обгоняют плот. Спереди и сзади его габариты обозначены, как того требуют Правила дорожного движения. Но все равно спасибо местным гаишникам, что не допекают кэпа нудными разбирательствами.
Как я стал Юрием Антоновым
С Колей Мекуренковым связана еще одна смешная история на сплаве. Когда мы спускаемся по Волге, отдыхающие буквально достают приглашениями к столу. Постоянно слышишь: "Эй, фанаты, давайте к нашему шалашу!" А нам и так хорошо, особенно когда капитан под гармонь заводит частушки собственного сочинения. Игру на гармони он освоил еще в детстве. У родителей не было денег на покупку инструмента, и Миша заработал их, смастерив соседке диван. Следующую гармошку Надточей уже собрал собственными руками. Он много чего умеет ими делать. Например, в 14 лет смастерил мотодельтаплан, приделав к фанерному каркасу мотор от мотоцикла "Ява-950". Пролетал неделю, пока не свалился на резвящихся у речки ребят. Слава богу, никого не помял. Но кто-то из родителей все равно нажаловался милиционерам. Те сожгли крылья, пообещав, что следующий вылет для Мишки закончится большими неприятностями.
Однако вернемся к Коле. Во время очередной ночевки по соседству оказалась шумная компания. Как там очутился Мекуренков - тайна. Но в самый разгар ужина на "Фанат" явился военком в сопровождении двух семейных пар. Те с ходу огорошили меня вопросом: "Вы действительно Юрий?" Пришлось сознаться - да. "Тот самый?" Не поняв толком, что от меня хотят, я пожал плечами. И тут посыпалось: спойте нашу любимую "Несет меня течение". Оказывается, наш Коля наплел отдыхающим, что идет на плоту с самим Юрием Антоновым, а после стопки-другой даже согласился познакомить новых приятелей со знаменитым певцом. Чтобы не подводить друга, пришлось взять гитару и петь.
... А Миша в это воскресенье снова собирается в путь - пойдет 120 километров от Зубцова до Старицы. Совместный сплав мы наметили в конце июля.
Как плот доставляют к воде и возвращают домой?
Свой плот Надточей оборудовал подъемными шасси и прицепным механизмом наподобие тракторной тележки. В походном состоянии два автомобильных колеса удерживают металлические стойки. А когда плот спускают на воду, они складываются как на самолете. Для этого даже не приходится мочить ноги. Полуметровые угловые балки оставляют достаточно пространства между палубой и коробами с бутылками. Миша забирается туда, отвинчивает контровочные гайки и поднимает шасси под брюхо плота. 10-15 минут работы - и можно отчаливать.
Если у вас появились вопросы к изобретателю плота, можете написать ему: 171360, Тверская область, г. Старица, ул. Луговая, 67-2, Надточею Михаилу Михайловичу.