Невиданную ранее поддержку получили представительницы прекрасного пола на состоявшихся в Кувейте парламентских выборах. Впервые в истории арабских стран сразу 4 женщины были избраны в национальный законодательный орган. С одной из них, Маасумой Аль-Мубарак встретился корреспондент «РГ». Ярый борец за права женщин, она прославилась тем, что в свое время первой из них получила министерский портфель в правительстве Кувейта. На прошедших выборах в парламент Аль-Мубарак с большим отрывом победила своих конкурентов-мужчин.
РГ: Вы придерживаетесь весьма прогрессивных взглядов, но в то же время носите традиционный женский головной убор хиджаб. Как вам удается сочетать эти вещи?
Маасума Аль-Мубарак: Будьте уверены, я не надела его только «под выборы». Но мне действительно легче будет работать в парламенте в хиджабе. Тем женщинам, кто не носит хиджаб, придется столкнуться с жесткой оппозицией исламистов, также получивших ряд мест в парламенте. Мое решение носить хиджаб связано с иракской оккупацией нашей страны.
РГ: Что заставляет кувейтянок идти в политику и какова, на ваш взгляд, роль женщин в общественно-политической жизни арабских стран?
Аль-Мубарак: Кувейтянки на самом деле сильно отличаются от других женщин из арабских стран и стран Персидского залива. Женщины в Кувейте начали осознавать свою истинную роль еще в 1970-х годах. Мы поняли, что Конституция в целом была честна по отношению к нам, но избирательное право выступало против нас. С 1971 года женщины осознали дискриминационный подход и стали добиваться отмены 1-й статьи в Законе о выборах. Этот период растянулся до 2005 года. Всё больше и больше женщин вовлекалось в этот процесс, и именно поэтому кувейтянки достигли большего прогресса в этом вопросе, чем женщины в других арабских странах. Но с другой стороны, после революции в Иране, которая несла исламский фундаментализм, многие кувейтянки откатились в своих взглядах назад «под крышу» различных исламистских группировок. С того момента кувейтские женщины разделились на две группы – тех, кто выступает за политические права и тех, кто выступает против. И это объясняет то, что женщины вплоть до последнего времени голосовали за тех, кто выступает против их законных прав.
РГ: Где сегодня кувейтянки предпочитают получать высшее образование?
Аль-Мубарак: Конечно, у себя дома, в Кувейте. Здесь есть все возможности для получения высшего образования. На усмотрение семей отдается вопрос о начальном образовании и родители сами решают, в какой школе учиться их дочери: в частной или в общественной. По своей инициативе лишь немногие уезжают получать высшее образование за рубеж. В моем случае я получила степень магистра в Кувейтском университете и на выделенный мне грант продолжила обучение в США, в университете города Денвера по специальности политология. Именно там я познакомилась с Кондолизой Райс, где мы в одно время получили ученые степени. После этого мы много раз встречались и до сих пор поддерживаем личные отношения.
РГ: Каковы будут ваши приоритеты в качестве депутата Национальной Ассамблеи?
Аль-Мубарак: Безусловно, это будет образование и здравоохранение. Я уже была министром здравоохранения и точно знаю все недостатки этой системы. Будучи женщиной, я конечно же, озабочена правами прекрасной половины человечества. У нас всё еще имеются дискриминационные законы в отношении женщин и их следует менять.
РГ: Нуждается ли внешняя политика Кувейта, на ваш взгляд, в корректировке?
Аль-Мубарак: Наша внешняя политика вполне сбалансирована. Но мы очень обеспокоены развитием ситуации в регионе Персидского залива. Особенно со стороны Ирана и тем, как эта страна преследует свои интересы в регионе. С другой стороны нас очень волнует ситуация в Ираке. Со времен освобождения Кувейта мы пристально следим за тем, что происходит в этой стране. Более стабильный Ирак приведет к более сбалансированным отношениям между арабскими странами в регионе Персидского залива. И наоборот, нестабильность в Ираке напрямую сказывается на всех странах региона. В ходе избирательной компании я всегда говорила о том, что Ирак – это яркий пример разделенного, враждующего общества. И призывала пристально следть за развитием ситуации там, чтобы предотвратить подобную межконфессиональную борьбу в Кувейте. У нас всё еще есть политические силы, которые пользуются и злоупотребляют религиозными разногласиями. Но это очень опасные игры.
РГ: Лично вы за или против вывода иностранных войск из Ирака?
Аль-Мубарак: Я всегда была против внешнего вмешательства во внутренние дела любой страны. Но ситуация в Ираке настолько нестабильна, что мы в Кувейте опасаемся того, что вывод войск не приведет к стабилизации. Это настоящая дилемма для иракцев. Если вывод американских солдат поможет урегулировать ситуацию, то я считаю, им лучше уйти сегодня, чем завтра. Но окончательное решение предстоит принять самим иракцам, невзирая на то, что от них хотят другие. Пока, к сожалению, это у них не получается.