18.05.2009 03:00
Власть

Депутаты придумали антикризисную меру для малых партий

Депутаты придумали антикризисную меру для малых партий
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №87 (4911)
Читать на сайте RG.RU

Политическим партиям, потерпевшим поражение на думских выборах, не придется расплачиваться за старые долги перед редакциями газет и телекомпаний, которые бесплатно предоставляли им место и время для предвыборной агитации.

Госдума приняла в первом чтении законопроект группы депутатов-"единороссов", предложивших поправить избирательное законодательство, уточнив правила предоставления государственными средствами массовой информации своих печатных площадей и телерадиоэфира участникам избирательной кампании. Действующие нормы, которые обязывали политические партии, набравшие на выборах президента меньше двух процентов, а на выборах Госдумы - меньше трех процентов голосов избирателей, возмещать стоимость бесплатного агитационного эфира и печатных площадей, отменяются. Возвращать долги партии-неудачницы уже не будут. Однако и на полное прощение рассчитывать не могут. На следующих выборах ни печатных площадей, ни эфирного времени эти партии безвозмездно уже не получат. А для проведения агитации в СМИ вынуждены будут выкупать свою долю площади и времени, которую гарантирует закон. Это придется делать и в том случае, если партия обновится, объединившись с другой, столь же безуспешно выступившей на выборах. Правопреемнице придется строить свои отношения со СМИ по части агитации на той же платной основе. Однако предвыборный партийный долг забудется и никак не повлияет на возможность проводить в СМИ бесплатную агитацию тогда, когда партия вливается в ряды политической организации, добившейся успеха на выборах. Например, партии-должники, примкнувшие к "Единой России" или к "Справедливой России", не помешают "единороссам" и "справороссам" воспользоваться своим правом на бесплатную агитацию в государственных СМИ на следующих федеральных, региональных или муниципальных выборах.

Но, предлагая такой подход к агитационным долгам, авторы законопроекта, конечно же, думали не о своих партиях, а о тех, у которых обязанность платить по предвыборным счетам "вызывала затруднения в финансовой деятельности" и, по словам председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, что могло привести к ликвидации самой политической партии.

Есть в законопроекте и утешительное нововведение для средств массовых информаций, безвозмездно предоставляющих для агитации политическим партиям эфирное время или печатные страницы. Им не потребуется выплачивать налоги за те доходы, которых они не имели.

Депутат "Единой России" Андрей Воробьев считает, что предложения его коллег нацелены на "дальнейшую демократизацию жизни страны", они "упрощают участие партий в политической жизни, упрощают жизнь нам и нашим оппонентам". "Этот законопроект дает возможность партиям, которые на выборах не преодолевают установленный законом барьер, получить доступ к СМИ наряду с теми партиями, которые имеют право на бесплатный эфир и бесплатную печатную площадь", - убежден первый вице-спикер нижней палаты парламента Олег Морозов. По его мнению, действующая сегодня норма фактически не допускает партию, если она не расплатилась за бесплатное эфирное время, к пропагандистской работе на следующих выборах. "Теперь же эта партия может просто выкупить данное эфирное время или печатную площадь и на равных условиях соперничать с партиями, которые имеют бесплатное время и бесплатный доступ к прессе", - заметил Морозов, уточнив, что действие данного документа имеет обратную силу, "распространяясь на отношения, возникшие с 1 сентября 2007 года". Он считает неслучайным, что законопроект появился в период финансового кризиса. "Конечно, надо было именно сейчас найти формы поддержки партий, прежде всего малых, чьи бюджеты особенно пострадали от кризиса", - сказал он.

Внутренняя политика