- К военным оркестрам принято относиться как к непременному музыкальному сопровождению на официальных мероприятиях и похоронах, но мы можем сделать гораздо больше для имиджа нашей страны.Только что пермский оркестр вернулся из большой гастрольной поездки по Европе - уже в третий раз мы принимали участие в самом престижном европейском фестивале военной и духовой музыки Musikparade-2009. Основной итог нашей работы - это признание России: по зрительскому опросу программа Пермского оркестра названа лучшей среди более чем шестидесяти оркестров - участников фестиваля.
На 2010 год российскому оркестру предложено возглавить объединенный европейский оркестр фестиваля (более 400 музыкантов), а мне - возглавить этот оркестр в качестве главного дирижера. Вроде есть востребованность и признание! Однако из гастрольных поездок мы возвращаемся на родную землю, где нас опять встречает городская грязь и полное равнодушие, но теперь с новой приставкой - "кризис". А духовые оркестры с этой приставкой живут, точнее выживают, уже более 15 лет! За эти годы в Прикамье исчезло более 50 духовых оркестров! И никто этого не заметил.
В России к оркестрам вообще своеобразное отношение. С декабря изменился порядок оплаты труда, и музыканты стали получать меньше. В нашем оркестре работает одинокая мать двух детей, для нее три тысячи рублей - это существенно. Это при том, что общая зарплата была раньше около 10 тысяч рублей. Что ей делать?
Четыре года назад мы - 36 профессиональных музыкантов - начали выступать перед пермским оперным театром. Мы не просто играли танцы, а выступали с лекциями о музыке - чтобы люди знали, что они слушают. Играли Баха и Моцарта. Это наш просветительский проект "Воскресные вечера с военными музыкантами". Городская администрация нас поддержала. Так было каждое лето - до прошлого года, пока чиновники не объявили конкурс на проведение летних выступлений в сквере театра, то есть на тот проект, который придумал я. Наш оркестр не смог выиграть тендер, потому что предложил не самую низкую цену. В результате перед оперным театром играл ансамбль из семи музыкантов, которых собрали по разным театрам. Выступления стали в основном танцевальными, а каждый из семи человек получил гораздо большую зарплату, чем те деньги, которые просили наши 36 музыкантов. Когда мои музыканты видят, что их коллег простимулировали гораздо значимее, есть ли у них интерес выходить на сцену? В этом году проект вообще не востребован.
А сохранить оркестр очень важно. Уже в Пермском музыкальном колледже нет "духовиков". Когда я ищу музыкантов, мне предлагают только флейтистов. Для духовых оркестров перестали учить и учиться. Свободных музыкантов в городе нет вообще.
Исчезает истинный народный жанр - духовая музыка, любимый, понятный и востребованный простым народом. "Духовой" и "духовность" имеют общий корень. А может быть, это и есть реализация новой программы по созданию "Русского Бедного" искусства?..