Скоро в сельских школах учителям придется мыть полы и вести уроки одновременно в нескольких классах.
В конце февраля теперь уже экс-глава областного департамента образования разослал в муниципалитеты письма "О мерах по сокращению неэффективных расходов местного бюджета в социально-культурной сфере". В прошлом году неэффективные расходы в районах составили от 20 до 50 миллионов рублей. Причины этого чиновники объяснили, ссылаясь на указ президента об оценке эффективности работы местных властей: мол, виноваты ненормативная наполняемость классов и соотношение числа педагогов и прочих сотрудников школ. И - предложили сократить число классов и работников школ. Сэкономить.
Одним из первых отчитался Павловский район. Вместо рекомендованных 30 классов здесь готовы расформировать 68. При том, что средняя наполняемость их близка к норме.
Воронежу советовали сократить более ста классов. Предложения по оптимизации утверждены. Наиболее масштабное сокращение ожидается на селе - уже в конце учебного года.
В обкоме профсоюза работников образования сочли начатую оптимизацию некорректной.Во-первых, в сумму неэффективных расходов на "социалку" включили затраты на малокомплектные школы - в нарушение закона "Об образовании". Во-вторых, задание довести наполняемость классов до якобы федеральных нормативов обосновали указом, где приведены лишь рекомендуемые показатели. Нормативы, согласно постановлению правительства, должен утвердить минрегион. Чего пока не сделано. Значит, рассуждают в профсоюзе, надо руководствоваться Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
Там сказано: количество и наполняемость классов в сельских школах определяются исходя из потребностей населения.
В-третьих, требование установить в школах определенное соотношение между числом ставок учителей и прочих сотрудников не соответствует ни указу президента, ни закону "Об образовании". Чиновники подчеркивают: письмо - не приказ. Но сокращения не остановились.
Ведь дело не только в письме. По нормативам подушевого финансирования многие школы получают такие субвенции, что содержать весь штат невозможно. Выход - увольнять, не выдавать до трети зарплаты (стимулирующая часть) или полулегально тратить на оплату труда деньги, начисленные по другим статьям школьного бюджета.
Раньше увольняли лаборантов, психологов и воспитателей "продленки". Теперь уязвимы кочегары, повара и уборщицы. Лишний повод сократить их - требования к делению фонда оплаты труда. Только треть его надо тратить на "вспомогательный" персонал (от директора до слесаря). Этих денег не хватает, а если штат технических сотрудников укомплектован не полностью, школа не может работать легально.
В случае с сокращениями классов экономия не так очевидна. При нормативно-подушевом финансировании за каждого ученика положена определенная сумма. От количества классов она не зависит. Но: меньше классов - меньше педагогов. А это повод еще раз сократить число прочих сотрудников: их снова станет больше, чем учителей.
Где пределы экономии? Лишаясь классов и работников, школа превращается из средней в основную, из основной - в начальную... и закрывается.
При этом базовые школы, куда детей привозят каждый день или на неделю, не везде себя оправдали. Проблемы с дорогами, автобусами, родителями (от ребят ждут помощи по хозяйству). Из сел, где закрывают школы, семьи с детьми уезжают.
В нормативы не вписывается Миролюбская школа Борисоглебского района. Здесь 47 учеников (на семь больше, чем надо для "малокомплектки"), восемь учителей и пока 13 других работников. Распределяя бюджет, директор Татьяна Логунова обнаружила, что денег на зарплаты в четвертом квартале не будет.
- Сократим десять человек: слесаря, сторожей, кочегаров и уборщиц. Останутся одни женщины - учителя, главбух, я да техничка (на наши площади их положено пять), - говорит она. - Учителя вызвались мыть пол, сторожить - но через месяц они устанут! Закрываться? До базовой школы 20 километров, а не все наши дети выдерживают поездки. И жители против. Объединять классы по вертикали, пусть дети разного возраста на математике вместе сидят?
Олег Мосолов, руководитель областного департамента образования, науки и молодежной политики:
- В ряде районов перестарались. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно! Вопросы о реорганизации и ликвидации школ, увольнении учителей будут решаться по окончании учебного года. Сейчас сокращают лишь технических сотрудников. Оптимизация продолжится.
Тамара Бирюкова, председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки:
- Мы призвали пересмотреть подходы к оптимизации школьной сети. Письмо областных чиновников инициировало процессы по массовому сокращению классов (Острогожский район - 109, Эртильский - 69 и так далее) и персонала.