Мэрия обнародовала первые итоги проверки управляющих организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В январе и феврале воронежцы значительно переплатили за отопление и горячую воду. Теперь они должны требовать от управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) сделать перерасчет.
Сбой в настройках
За месяц на "горячую линию" мэрии поступило более 700 коллективных жалоб на работу УК и ТСЖ. Чиновники инициировали проверку. Выяснилось, что порой к оплате предъявляются неправильные объемы поставленных энергоресурсов, а сами услуги не всегда соответствуют нормам. Если верить данным проверки, общая сумма переплаты за пару месяцев - более 1,3 миллиона рублей.
Подробнее всего описаны ошибки компании "Городок". Показания общедомовых счетчиков теплоэнергии здесь снимал сторонний человек, работавший по трудовому договору. При этом акты подписывал главный инженер УК - что, как полагают чиновники, создавало условия для манипуляции цифрами. Общие счетчики были где-то не опломбированы, где-то неправильно запрограммированы. Размер платы за отопление определяли по схеме, не согласованной с жильцами... Заключение проверяющих: люди переплатили 166 тысяч рублей.
- Откуда эти цифры? - возмущается директор УК Майя Колесникова. - В доме, в котором мы якобы выставили к оплате "лишние" сто кубометров горячей воды, по нашим данным, счетчик "соврал" в пользу жителей! Показания счетчиков снимал сотрудник компании, которая нам их устанавливала. Это было дешевле, чем нанимать людей из других организаций. В актах он не расписывался, иначе поставщики не приняли бы такие документы. Много ошибок было из-за того, что счетчики дали ложные показания. Их неправильно установили, причем по городской программе и за бюджетные деньги!
В департаменте ЖКХ также считают, что не вся опубликованная информация корректна. Однако в контрольном управлении утверждают: чиновники оперируют общими данными по каждой УК, а проверяющие рассматривали конкретные жалобы жильцов.
Глаз да глаз
Мэрия призывает управляющие компании активнее разъяснять людям суть нововведений и оповещать о любых изменениях в расчетах. Рекомендуется снимать показания приборов учета в присутствии собственников или их представителей. Руководители УК относятся к этому скептически: ведь в счетчик всего лишь вставляют "флешку", и без распечатки на принтере информацию увидеть нельзя.
В свое время приборы учета назывались едва ли не панацеей от самоуправства УК. Дескать, вот показания (включая архив за 45 суток), вот тариф, а вот формула - все можно проверить. Вышло наоборот: неотлаженные счетчики нередко "врут", и начисления оказываются неверными.
- Жильцы должны сами все контролировать. Есть подозрения - нужно обращаться напрямую в УК. А если там решить вопрос не получается - в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор. Однако надо понимать: сотрудников в этих организациях мало, а жалоб - море, - говорит начальник отдела городского управления ЖКХ Николай Петрищев.
Со страхом и упреком
Это не первая информационная атака на УК в Воронеже (воздействовать на них иными способами муниципальные власти не вправе). Как уже писала "РГ", в конце зимы мэрия опубликовала "антирейтинг" управляющих организаций (в Воронеже их около 50), пригрозив строго спросить с тех, кто оказался в начале черного списка. В предварительном варианте нового перечня прежних "лидеров" пока нет. Возможно, чиновники решили не бросать "бомбы в ту же воронку".
Между тем поставщики энергоресурсов заявили о том, что у ряда УК с прошлой осени образовалась задолженность по платежам: около 86 миллионов рублей за тепло и 100 миллионов - за воду. Эти компании учреждены при участии мэрии и управляют значительной частью городских домов. Чиновники считают, что теперь платежи жильцов должны будут поступать в муниципальный расчетный центр, минуя провинившиеся УК.
Впрочем, руководители некоторых воронежских управляющих компаний считают, что долги - следствие не вороватости, а страха менеджеров УК перед "народным гневом". Поставщики выставляли одни объемы потребления услуги, а жильцы, руководствуясь данными счетчиков или нормативами, оплачивали меньше. Возмещать разницу, по всей видимости, придется горожанам. Одна из УК уже предупредила клиентов об увеличении сумм в квитанциях.
Николай Петрищев, начальник отдела городского управления ЖКХ:
- Раньше были единые по городу тарифы и нормативы. Теперь каждая компания заключает договоры со снабжающими организациями, а те, как правило, не соглашаются на условия УК. Сложности касаются, в частности, "перетопов" и "недотопов": тепловики выставляют фактические объемы поставок, а УК хотят платить по нормативам или по счетчикам - по закону! Это тиски: и с жителей нельзя брать лишнее, и тепловикам недоплачивать... Думаю, впереди еще два социальных всплеска в сфере ЖКХ. Первый - в начале лета, когда люди осознают, что за тепло придется платить круглый год. Второй - когда придется доплачивать за потребленную теплоэнергию в соответствии с фактическими объемами поставок.
Геннадий Боев, замруководителя контрольного управления горадминистрации:
- Жалобы граждан в основном касаются отопления и горячего водоснабжения. Смысл проверки - разобраться в ситуации, "показательных порок" не будет. Акцент сделан на созидании: необходимо повышать правовую грамотность жителей и руководителей УК. И не стоит однозначно винить компании: на этапе становления им трудно набрать квалифицированных специалистов. Мы проверяем и поставщиков услуг, разработали оптимальную методику расчета платежей, которую рекомендуем использовать всем УК.
Майя Колесникова, директор управляющей компании:
- Люди не хотят принимать постановление N 307 (о порядке предоставления гражданам коммунальных услуг). Как житель, я их прекрасно понимаю: в этом документе мало логики и много "подводных камней". Человек устанавливает счетчик, потребляет ресурсы меньше нормативного объема, однако все равно оплачивает свою долю, определенную по общедомовому счетчику!
Кстати
Нарушения в работе воронежских УК обнаруживают и контролирующие органы. В марте прокуратура заставила "Управляющую компанию Ленинского района" пересмотреть счета за освещение мест общего пользования. При определении сумм платежей УК руководствовалась утратившим силу постановлением главы города и неким "нормативом потребления" (на деле - расчетной величиной 20-летней давности). Ворошить старые ведомости пришлось и "Управляющей компании Центрального района". Ее клиенты пожаловались на завышенные счета за отопление и горячую воду в территориальное управление Роспотребнадзора. Инспекторы направили материалы в суд. Постановление мэра, на которое ссылалась компания, там признали недействительным.