Этот документ - один из важнейших для развития нашей страны. Стратегия национальной безопасности РФ на период до 2020 года определяет ключевые направления внешней и внутренней политики. Этот документ условно можно было бы назвать конституцией нашей безопасности.
Нынешняя стратегия пришла на смену Концепции национальной безопасности, принятой в 1997 году. Вряд ли нужно говорить, что Россия сегодняшняя сильно отличается от страны тех лет. Она перешагнула переходный период, вышла на качественно новый уровень уверенного и устойчивого развития. За прошедшие годы существенно изменилась и обстановка в мире, да и сам мир. Сейчас он переживает фазу кризисных перипетий. Не обошли они стороной и нашу страну. Однако, подчеркнул президент страны Дмитрий Медведев, утвердивший своим указом Стратегию национальной безопасности, кризис не может и не должен быть основанием для того, чтобы мы сузили горизонты нашего планирования на будущее. Россия - страна, которая развивается, и нашей целью остается создание максимально высокого уровня жизни в России, высокотехнологичного общества с высокотехнологичной же промышленностью, с современным оборонным потенциалом.
По словам президента, этот документ, который имеет общенациональный характер, не может быть реализован только усилиями власти.
В достижении целей и приоритетов стратегии необходимо участие всего общества.
Стратегия обозначила путь, по которому Российская армия пойдет ближайшие десять лет. Главной задачей укрепления национальной обороны назван переход к качественно новому облику Вооруженных сил. Ее уже решают военные. Громоздкие дивизии и полки заменяют мобильными бригадами. Сокращается раздутый чиновничий аппарат минобороны. Центральные структуры уменьшают в 2,5 раза, главкоматы и штабы - почти наполовину. В округах и на флотах все воинские части делают постоянно готовыми. Меняется соотношение солдат и офицеров. Последних в армии останется 15 процентов, это нормальная мировая практика.
Смысл реорганизации Вооруженных сил очевиден. России не нужен неповоротливый многомиллионный военный монстр. Ей требуется мобильная, высокотехнологичная, хорошо оснащенная и обученная армейская машина. Тогда в чрезвычайных обстоятельствах генералам не придется, как в августе прошлого года, собирать по всей стране боеготовые экипажи, расчеты и отделения. Уметь воевать обязано каждое воинское подразделение. А задача государства - создать солдатам и офицерам нормальные условия для полноценной службы. Это тоже предусмотрено в стратегии. Причем меры технической поддержки Вооруженных сил поставлены в один ряд с повышением престижа армейской службы и статуса офицеров. Иными словами, в ближайшую десятилетку государство не только продолжит закупки новых танков, самолетов, средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления, но и будет повышать офицерские зарплаты, строить для служивых квартиры.
В обеспечении национальной обороны стратегия исходит из принципа рациональной достаточности и эффективности. У этой проблемы две стороны. Первая связана с организационными вопросами. В частности, с определением численности армии и системой ее снабжения. По указу президента к 2016 году в строю останется 1 миллион военнослужащих - этого количества "штыков" хватит для гарантированной безопасности страны. Что же касается их обеспечения, ставка сделана на единую систему заказов - будь то поставки вооружения, военной и специальной техники или тыловое и техническое снабжение силовиков. Как сказано в документе, переход к единой системе обеспечения должен быть завершен "в среднесрочной перспективе".
Вторая сторона касается международно-правовых механизмов. Чтобы обезопасить страну от агрессии, мало только иметь современную армию. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Надежный и долгий мир Россия надеется сохранить с помощью публичной дипломатии, международного военного сотрудничества и миротворчества. Наши "голубые каски" давно несут службу в Приднестровье. Более 270 человек участвуют в операциях ООН на Ближнем Востоке, в различных районах Африки, на Гаити, в Косово. Российское вертолетное подразделение действует в составе миссии ООН в Судане, еще одна авиагруппа развернута в Чаде и Центральноафриканской Республике.
Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности России:
- Стратегия национальной безопасности строится на принципах преемственности государственной политики и опирается на систему национальных приоритетов России. Кроме того, документ в полной мере увязан с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Президент страны Дмитрий Медведев отметил, что главную идею стратегии можно определить как "безопасность через развитие". Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Особенность стратегии - ее социальная и социально-политическая направленность, которая состоит в том, что национальная безопасность обеспечивается по формуле "безопасность - через приоритеты устойчивого развития". То есть через достижение стратегических национальных приоритетов, в числе которых - национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также приоритеты устойчивого социально-экономического развития государства - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование.
Стратегия неразрывно связана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация этого основополагающего документа будет способствовать становлению России в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом, достойным качеством и уровнем жизни народа, активной внешнеполитической позицией.
Анатолий Квашнин, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе:
- Защита национальных интересов - одна из основных задач любого государства. Чтобы занять достойное место в современном многополярном мире, государство должно иметь развитые демократические институты, сильную экономику и возможность защищать свой конституционный строй и территориальную целостность.
Развитие регионов на инновационной основе, с использованием уже имеющихся конкурентных преимуществ обеспечит стабильность и достойные условия жизни наших граждан. В Стратегии национальной безопасности это направление также обозначено среди основных. Но для реализации всех замыслов должны быть соответствующие инструменты. В Сибирском федеральном округе такими инструментами являются программы социально-экономического развития, принятые на всех уровнях, начиная с поселения. Кроме этого, в настоящее время ведется работа над Стратегией развития Сибири, где будут определены перспективные направления деятельности для власти, бизнеса, общества. Только совместными усилиями мы сможем сделать нашу страну сильной, самодостаточной, готовой принять все вызовы времени - и экономические, и политические.
Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам:
- Безопасность государства не должна "растаскиваться" по отдельным ведомствам. В Стратегии национальной безопасности собраны воедино и взаимоувязаны ключевые положения внеш неполитической, оборонной и других концепций.
Во внешнеполитическом разделе стратегии очень точно расставлены приоритеты, важнейшим из которых является ориентация на соседние с Россией государства. Понятно, что нынешние интеграционные структуры на постсоветском пространстве находятся в стадии либо становления, либо развития, и многие из этих структур Россию уже не устраивают. В частности, оставляет желать лучшего эффективность СНГ. Вполне очевидно, что разноскоростная интеграция на постсоветском пространстве - это правильный выбор, который в свое время сделала Россия, и те структуры, которые сейчас набирают обороты, - ОДКБ, ЕврАз ЭС, ШОС - значительно более востребованы, чем СНГ. Только через развитие подобного рода структур мы сможем обеспечивать безопасность на прилегающих к России территориях и не допускать развития событий по сценарию, который был реализован в августе прошлого года на Южном Кавказе.
Виктор Заварзин, председатель Комитета Госдумы по обороне:
- У России есть реальный потенциал успешно противостоять новым вызовам и угрозам. Сегодня динамично развивается военно-политическая обстановка в мире. Россия при этом остается мировой державой, что определяется ее военным потенциалом и географическим положением "евразийского центра". Для укрепления национальной обороны необходим переход к качественно новому облику вооруженных сил, а это масштабный переход на качественно новое вооружение и военную технику, совершенствование военной инфраструктуры, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных сил и ведение ими региональной войны, совершенствование системы мобилизационной готовности.