21.05.2009 01:00
Культура

На родине Дягилева отмечают столетие "Русских сезонов"

На родине Дягилева отмечают столетие "Русских сезонов"
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (4914)
Читать на сайте RG.RU

Самая знаменитая антреприза в истории культуры - "Русские сезоны" Сергея Дягилева - отмечает в этом году столетний юбилей. В Перми, его родном городе, развернулся многоуровневый фестиваль под маркой "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж".

До сих пор ни одного продюсерского проекта, способного конкурировать с "Русскими сезонами" Дягилева по своим художественным итогам и значимости в культуре, так и не появилось. Дягилеву за двадцать лет - от 1909 до 1929 года (года его смерти) - удалось не только открыть миру целую плеяду русских талантов - артистов балета и оперы, композиторов и художников, показать семь десятков театральных постановок на разных континентах, но и экспортировать новый имидж России - как страны "мира искусства". Именно с тех "дягилевских" времен и потянулся за Россией шлейф "страны балета" (Анны Павловой и Ольги Спесивцевой, Михаила Фокина и Вацлава Нижинского), "русского чуда" Мусоргского в лице Федора Шаляпина - Бориса Годунова, гениального "гистрионства" Игоря Стравинского и утонченного эстетства Льва Бакста и Александра Бенуа. "Сезоны" показали всему миру не только образцы нового искусства, но и пути его развития в ХХ веке, впервые представив модель "концептуального" искусства.

Неудивительно, что в Перми юбилей "Сезонов" отмечается с особым размахом: в этом году к традиционному фестивалю Пермского оперного театра и "Дягилевским чтениям" (под руководством Георгия Исаакяна) присоединились "новые" культурные силы города во главе с галеристом Маратом Гельманом, только что открывшим на берегу Камы в здании Речного вокзала Музей современного искусства Permm и стягивающим теперь на Урал творцов и идеологов актуального искусства.

Как результат, афиша нынешнего фестиваля представляет собой сочетание разнородных художественных явлений: на оперной сцене - гастроли балета Большого театра и солистов Мариинской труппы, премьеры Пермского театра оперы и балета, выступление этуалей Парижской оперы, в Доме-музее Сергея Дягилева - международный симпозиум "Дягилевские чтения", а на берегу Камы, в музее Permm - провокативные перформансы художников "Синих носов" Александра Шабурова и Вячеслава Мизина, Fashion-show из Германии и израильский видеоарт, демонстрация немой ленты Абрама Роома "Третья Мещанская" с живым саундтреком Псоя Короленко и фильм из "Антологии современного искусства" Евгения Митты и Александра Шейна "Олег Кулик: Вызов и Провокация", концептуальные выставки. Для Перми, культурным брендом которой традиционно считался Театр оперы и балета, нынешнее "наваждение" авангардом выглядит неожиданным.

На вопрос, не становится ли новой культурной идеологемой города актуальное искусство, министр культуры Пермского края, режиссер Борис Мильграм ответил: "Я хочу, чтобы и экономика, и власть не относились к культуре только как к развлекательному и познавательному фактору. Культура должна становиться фактором, реально сдвигающим смыслы: как сблизиться городу и этому краю, как сохранить людей, привлечь сюда высококвалифицированные кадры, бизнес? Без искусства, без культуры, без ощущения, что ты живешь в столичной территории, сделать это сложно. А возбудить культурную ситуацию эффективнее и короче можно современным искусством. Мы должны провоцировать". Одной из наглядных акций подобной "культурной провокации" стало открытие в дни фестиваля выставки художника-футуриста Петра Субботина-Пермяка (кураторы Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков) во дворе Художественной галереи: в агитпроповской эстетике - с борта грузовика, обтянутого кумачом, с речами и лозунгами под общим девизом "Кудымкар - локомотив будущего". Кудымкар - город Пермского края - родина первого пермского футуриста (Субботина-Пермяка), под знамя которого выстраивается теперь новое "концептуальное" искусство в Перми. Станут ли эти проекты своего рода "русскими сезонами", экспортирующими современное искусство уже из Перми, или останутся локальными "пермскими радостями", покажет только будущее.

Музыка Театр