21.05.2009 04:00
В мире

На карте Европы может появиться новое государство

На карте Европы может появиться новое государство
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (4914)
Читать на сайте RG.RU

Лет тридцать назад Гренландию называли не иначе как территорией вечных льдов. Сюда возили и сегодня по-прежнему возят туристов, желающих приобщиться к природе, подышать кристально чистым воздухом и увидеть прибрежный "ледовый заповедник", охраняемый ЮНЕСКО.

Этот регион, который входил на правах провинции, а затем автономии в состав Дании, по размеру превышает свою "альма-матер". Иногда Гренландию по ошибке называют страной, но она таковой за последние 300 лет никогда не являлась. Однако глобальное потепление, похоже, привело к тому, что гренландцы очнулись от "вечной спячки". И стали претендовать на больший статус, чем заморская территория датского королевства.

Провозглашение Гренландией полной независимости - кошмарный сон датских политиков. Но именно к такому исходу все идет. В 2008 году в автономии прошел референдум, на котором более 80 процентов жителей острова поддержали требование о предоставлении территории дополнительных прав.

По сути речь шла о практически полном отделении - Гренландия получила расширенное самоуправление и сможет самостоятельно распоряжаться собственными природными ресурсами: нефтью, цинком, ураном, золотом и алмазами. Вчера датский парламент согласился с народным волеизъявлением жителей острова. Официально новый статус Гренландии - расширенная автономия будет провозглашен 21 июня в присутствии королевы Маргрете II и премьера Ларса Лекке Расмуссена.

Однако это лишь внешняя часть того айсберга проблем, с которым столкнулись датские власти. Огромный остров, население которого составляет всего 39 тысяч человек, может положить конец притязаниям Копенгагена на свою долю в Арктике. Ведь до сих пор именно благодаря гренландской автономии Дания могла претендовать на немалую часть арктического шельфа и входить в число арктических государств. Уход в самостоятельное плавание Гренландии - а такой вариант развития событий в будущем не считается абсолютно невозможным с учетом сложившейся в Европе тяги малых государств и народов к полной государственной самостоятельности - способен оставить Копенгаген у разбитого корыта.

В то время как новое государство - Гренландия практически наверняка войдет в число самых инвестиционно значимых регионов - таяние льдов делает арктические воды привлекательными для судоходных и сырьевых компаний.

Геологи считают, что на шельфе между Гренландией и Канадой сосредоточены запасы нефти, в десятки раз превышающие резервы Северного моря. Глобальное потепление сделало возможным ее добычу: территории, прежде покрытые льдом, большую часть года теперь замерзают максимум на несколько месяцев. Лишь в районе северо-восточной Гренландии запасы нефти оцениваются в 31 миллиард баррелей. Даже в том случае, если эти цифры, представленные главным геологом гренландской нефтяной компании Яном Стиллингом, окажутся в итоге завышенными, очевидно - запасы нефти, которыми обладает автономия, сопоставимы с запасами ряда богатейших стран Персидского залива.

Наделение Гренландии дополнительными правами в вопросах распределения доходов от добычи природных ресурсов дает в свою очередь возможность Дании вновь на какое-то время заморозить обсуждение статуса этой территории. В частности, теперь доходы от добычи полезных ископаемых в Гренландии будут делиться 50 на 50: половина денег гарантированно пойдет в местный бюджет. Автономия и впредь сможет рассчитывать на датские государственные субсидии до тех пор, пока не станет добывать нефть и другие полезные ископаемые на сумму в полтора миллиарда долларов.

Сейчас трудно сказать, сумеют ли эскимосы, составляющие 90 процентов населения острова, получив дополнительное финансирование, преодолеть существующие социальные проблемы - на острове распространен алкоголизм и высок процент самоубийств. Но в том, что решение парламента Дании открывает новые возможности для развития региона и одновременно становится важной вехой на пути к его государственной независимости, сомнений не вызывает.

Дания