Зеленый свет для создания еще одного грузового оператора на железной дороге дали минтранс и Федеральная антимонопольная служба. Как заявил вчера на пресс-конференции после заседания правления РЖД глава компании Владимир Якунин, теперь будут разрабатываться последние документы и начнется регистрация Второй грузовой компании.
Он отметил, что не ставит задачу сохранения контрольного пакета акций в своем дочернем предприятии. После того как восстановится рынок, предполагается переход в публичную сферу IPO. Тогда, пообещал Якунин, любой желающий сможет купить акции Второй грузовой.
На данный момент ориентировочная стоимость ее уставного капитала - 55 миллиардов рублей. РЖД планирует передать ей примерно 217 тысяч вагонов. Что касается распределения пакетов акций, то уже сейчас на этапе создания РЖД готовы отдать инвесторам более 20 процентов. По словам Владимира Якунина, практическое формирование компании будет завершено в конце этого или в начале следующего года.
Вопрос, будут ли вкладывать частные владельцы во Вторую грузовую свои деньги или войдут в нее вагонами, отдается на усмотрение частным инвесторам, отметил Якунин. Не раскрывая подробности, он пояснил, что интерес ко Второй грузовой проявили и банкиры, и владельцы транспортных компаний. В принципе, она открыта как для отечественного, так и для зарубежного капитала.
Первая и Вторая грузовые компании будут охватывать приблизительно 50 процентов рынка перевозок. Остальные вагоны уже являются приватными, то есть принадлежат другим частным операторам. После того как РЖД перестанет быть грузовым оператором, она сможет развивать свою инфраструктуру. Якунин напомнил, что все тарифы, связанные с ее использованием, сейчас регулируются Федеральной службой по тарифам. Вполне возможно, в скором времени появится и сквозная тарифная ставка для транзитных грузов, отметил Якунин. Он предлагает создать грузовой пул на территории России, а в перспективе и на всем пространстве СНГ. В рамках пула предполагается централизованная система использования вагонного парка.