В прошлом году от засухи в Тюменской области пострадали поля порядка 180 хозяйств. У некоторых из них погибло до 80 процентов урожая. Но даже после бедствия такого масштаба и в этом году страховать свои риски никто не собирается.
В среднем по стране в последние годы страхуется 20 процентов посевов, и это по мировым меркам крайне низкий показатель. А в Тюменской области и вовсе мизер - всего два процента. В прошлом году свои риски застраховали только семь из почти трехсот работающих в области хозяйств. Но и они оказались у разбитого корыта.
- До сих пор не получили ни копейки. Между тем из-за засухи предприятие потеряло почти 36 миллионов рублей, - делится бедой главный агроном одного из ведущих племзаводов региона Александр Нарулин. - Было застраховано свыше 9000 гектаров пашни, за что уплачено почти шесть миллионов рублей. Но страховая компания отказала в возмещении ущерба, обвинив нас в грубом нарушении технологии. Даже справки гидрометцентра истолковала в свою пользу. Осень, зиму и весну мы вели телефонные переговоры. Но надежды на выплату нет. Сейчас готовим документы в областной арбитражный суд. Мы не отрицаем, что и с нашей стороны тоже могут быть просчеты. Согласно договору страховая компания имеет право на снижение суммы, но никак не на полный отказ в выплате.
С похожей проблемой столкнулись и другие крестьяне. Причем не только в прошлом году. По словам заместителя губернатора, директора департамента АПК Тюменской области Владимира Ковина, страховые компании если и возмещают, то, как правило, не больше половины ущерба. За несколько лет тюменские сельхозпроизводители ни разу не смогли доказать своей правоты, хотя доходили даже до федеральных судов. В результате желание работать со страховщиками у тех, кто попробовал, пропало.
Отбивают интерес и условия, в частности, необходимость уплаты всей суммы страховой премии (а это, как правило, от двух миллионов рублей и выше) уже во время заключения договора.
- Соглашения подписываются до начала весенних работ, а у селян в это время нет свободных финансовых ресурсов - было бы на что хлеб посеять. А привлечение дорогостоящих кредитов делает эту систему крайне невыгодной. При этом очевидно, что страховщику средства потребуются не ранее августа, значит, больше пяти месяцев полученные деньги будут "крутиться" в другом месте, - поясняет председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы Юрий Конев.
Между тем сами страховщики на ситуацию смотрят под другим углом и бросают камень, прежде всего, в огород властей. Дескать, те принимают недостаточное участие в решении проблемы. Объемы субсидирования агрострахования в регионе сокращаются год за годом. Если в Челябинской области на эти цели в прошлом году было выделено десять миллионов рублей, в Свердловской - шесть, в Курганской - 2,39, то в Тюменской - всего миллион. В бюджете на текущий год, а также на два последующих заложено по 1,5 миллиона.
Однако, по мнению Владимира Ковина, выделять больше в сегодняшней ситуации нет смысла. Было и 15 миллионов, и 10, после снизили до пяти, но бюджетные средства не осваивались. В прошлом году, по данным Федерального агентства по господдержке в сфере страхования АПК, заявления на субсидию подали всего 48 хозяйств со всего Уральского федерального округа, из них тюменских - только семь.
- Получить назад половину страховой премии в качестве предусмотренной законом компенсации предприятие может лишь после того, как информация о заключении договора поступит в Минсельхоз и Минфин, а это не раньше чем к началу уборочных работ, - называет руководитель аграрного департамента еще одну причину, по которой селяне вынуждены отказываться от добровольного страхования посевов.
В сложившейся ситуации совершенно очевидно, что назрела необходимость принятия специального документа, регулирующего вопросы организации сельскохозяйственного страхования, считает Юрий Конев. По его словам, в настоящее время в Государственной Думе находится проект такого федерального закона. Однако в ближайшие несколько лет его принятия можно не дождаться, а потому целесообразно подумать о разработке региональных правил сельхозстрахования, как это сделали, например, в Волгоградской, Кировской, Липецкой областях.
В качестве первостепенной задачи тюменские аграрии порекомендовали региональному правительству обеспечить возможность проведения независимой государственной экспертизы ущерба и обстоятельств наступления страхового случая, а страховым компаниям - рассмотреть возможность применения схемы, при которой заключение договоров страхования не было бы для селян столь кабальным.