Цивилизованный отдых на малой родине по-прежнему сопоставим по стоимости с вояжем за границу. Представители местных здравниц не собираются снижать цены, ссылаясь на объективные факторы. Тем более что спрос на услуги представителей внутреннего туризма не падает.
Слоган "Отдыхаем дома!" стал популярен во многих странах с началом кризиса. Звучали подобные заявления и у нас - как в кабинетах федерального правительства, так и на региональном уровне. Однако в Челябинской области и в преддверии летнего сезона рынок внутреннего туризма, с точки зрения потребителя (в плане сервиса и цен), не демонстрирует никаких изменений в лучшую сторону.
Озерный край всегда в цене?
Стоимость отдыха на Южном Урале действительно завышена, считает начальник отдела туризма министерства спорта Челябинской области Александр Филиппов. Но возлагать вину на местных туроператоров и руководство здравниц нельзя. "У нас очень дорогой транспорт, в частности, высокая стоимость билетов на железной дороге, - перечисляет чиновник, - высокие налоги, стоимость энергоресурсов с каждым годом растет... Потому и получаются такие цены". Представители туристического бизнеса добавляют к этому перечню слишком короткий сезон, когда отдых на Южном Урале по-настоящему хорош. Зимой привлекательность местных курортов значительно снижается, а весной-осенью здесь просто делать нечего. Между тем инфраструктуру приходится содержать и в межсезонье.
Учитывая запросы современного туриста, компании, организующие местный отдых, оказались совершенно неконкурентоспособными, заключают представители областного минспорта. Но правы ли чиновники?
За последние годы количество прибывающих в область туристов превысило число выезжающих за пределы региона процентов на двадцать. Чаще остальных на Южный Урал отправляются отдыхать жители Свердловской области, приезжают туристы из Самары, Уфы, Оренбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Последние годы местные здравницы не испытывали проблем с наполнением. Напротив, в разгар сезона найти место в здешних пансионатах было нереальной задачей: бронирование начинается уже в апреле. Нынешнее лето, судя по всему, исключением не станет.
Южный Урал называют озерным краем, но количество водоемов, берега которых пригодны для размещения баз отдыха, санаториев и пансионатов, невелико. Эти территории еще с советских времен плотно застроены. Реконструкция здравниц, сколь бы активно она ни велась, не приводит к изменению емкости номерного фонда в зонах отдыха. Последние пять лет в Челябинской области он не превышает 20 тысяч мест.
При таком раскладе развивать сервис до уровня заграничных курортов местный бизнес не видит особого смысла. А удорожание кредитов, ужесточение условий их выдачи и вовсе ставят крест на инвестировании в качество отдыха. По крайней мере, в обозримой перспективе.
Палатки не для бардов
Казалось бы, в условиях кризиса золотым дном может стать активный туризм. Палаточных лагерей в зимне-осенний период нет, а значит, можно сэкономить на поддержании инфраструктуры, не требуются и расходы на подключение к электрическим и газовым сетям. Благо, в Челябинской области пока достаточно уголков, готовых радовать туристов красотой нетронутой природы, а спартанские условия проживания в данном случае являются привлекательным элементом экзотики.
Но, оказывается, отдохнуть таким образом только на первый взгляд дешево и сердито. Воспетые под бардовскую гитару блаженные времена, когда разбивались палатки и разводились костры в любом понравившемся месте, давно миновали. Для того чтобы официально получить место под размещение лагеря, необходимо заплатить государственному лесному фонду. Аренда гектара земли обходится в 90 - 100 тысяч рублей, причем договор приходится заключать на весь год. Не меньше чем раз в два года специализирующимся на этой форме отдыха фирмам приходится обновлять снаряжение - от спальных мешков до плотов и катамаранов.
В итоге нестационарный туризм, который раньше считался самым дешевым видом отдыха, теперь обгоняет по стоимости санаторный. "На базе отдыха или в санатории стоимость одного дня с питанием обойдется в 800 - 900 рублей, - говорит директор одной из туристических фирм Наталья Банникова. - А полевой туризм - с доставкой до места и обратно, питанием - выходит в тысячу и более рублей в день".
С учетом того, что каждое лето в области активизируются фирмы-однодневки, за счет уклонения от налоговых и страховых выплат предлагающие сплавы или походы по демпинговым ценам, бурного развития и этой сферы турбизнеса ожидать пока не стоит.
Хорошо там, где нас нет
Как заметил один из экспертов, участники внутреннего рынка туризма продолжают чувствовать себя уверенно и в условиях кризиса. Более того, на Южном Урале ожидают даже некоторого увеличения желающих провести отпуск на родине - по причинам чисто психологического плана. Это способствует чему угодно, но только не развитию конкурентной борьбы, оптимизации бизнеса и поиску новых форм привлечения клиентов - куда они денутся? Так чего, спрашивается, напрягаться?
От такого подхода предпринимателей страдают в первую очередь потребители. Но что, если спустя год-другой накопленный россиянами финансовый "жирок" закончится? Люди с деньгами привычно выберут заграничный сервис, а массовому клиенту и внутренний туризм окажется не по карману. Кажущееся благополучие может аукнуться представителям турбизнеса повторением ситуации середины 1990-х годов: пустыми здравницами и убытками. И хорошо снова будет там, где нас нет.
Между тем
В Югре организация инвалидов-колясочников "Преобразование" развивает новое направление деятельности - туризм для людей с ограниченными возможностями.
Она намерена предстоящим летом организовать несколько региональных туристических маршрутов для инвалидов: экскурсии в Тобольск и Ханты-Мансийск, поездки в национальное стойбище под Мегионом и даже путешествие по Иртышу на катамаранах. В поездках могут принять участие до 35 человек, что расширяет возможности для общения, столь важного для инвалидов. По словам Николая Кравцова, руководителя организованного колясочниками Югры предприятия, в путешествия вполне могут отправиться и пожилые люди, и дети-инвалиды. Для них имеется специальный автобус, купленный на деньги, заработанные "Преобразованием" в ходе реализации других проектов. По словам Кравцова, помочь с финансированием турпоездок инвалидам пообещала окружная Дума.