21.05.2009 05:00
Происшествия

Следственный комитет при МВД предлагает дополнить Уголовный кодекс

Следственный комитет при МВД предлагает дополнить Уголовный кодекс
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (4914)
Читать на сайте RG.RU

Заместитель начальника Следственного комитета при МВД генерал-майор юстиции Юрий Алексеев сообщил, что разработаны и внесены в Госдуму проекты уголовных норм, направленных против рейдеров.

В России сложилась парадоксальная ситуация: рейдерство, то есть незаконный захват предприятий, есть, а закон, карающий за это или хотя бы дающий четкое определение таким действиям, отсутствует. Чужую фирму можно присвоить, подав в Единый государственный реестр юридических лиц фиктивные сведения об органе исполнительной власти предприятия. Мол, теперь генеральный директор не Иванов, а Петров. Решение собрания акционеров или других владельцев прилагаются. В налоговой инспекции обязаны принять эту бумагу, не сомневаясь, по сути, явочным путем. Здесь откажут в регистрации только в двух случаях: если ошиблись адресом или принесли не полный пакет документов. А недавно появилась и упрощенная схема захвата. Регистрируется сделка купли-продажи: фирма-жертва якобы продает какую-то недвижимость другой организации. И затем "покупатель" уже выгоняет бывших владельцев с собственной территории. Новый, подставной директор совершает сделку по отчуждению различного имущества в пользу рейдерской группы.

Неудивительно, что до недавнего времени суды оправдывали рейдеров. Дескать, о каком насильственном захвате идет речь? Был просто корпоративный конфликт, пусть спорщики сами разбираются в арбитраже.

Привлечь к уголовной ответственности за "недружественное поглощение" можно, если доказать факт подделки документов, мошенничества, хищения. В прошлом году органы предварительного следствия МВД вели 352 уголовных дела по рейдерским захватам. Вот пример, свидетельствующий о масштабах бедствия. В столичном районе Северное Тушино есть специализированная налоговая инспекция N 46. И местные следователи ежемесячно возбуждают от 5 до 10 уголовных дел о регистрации в этой инспекции фиктивных сведений. Но если в Москве захват происходит более или менее пристойно, в белых перчатках, то за Уралом этими процессами руководят "воры в законе". Со всеми вытекающими - стрельбой, мордобитием, заказными убийствами. Для таких пиратских акций специально создаются ЧОПы - с боевиками, разведкой и контрразведкой, трудятся опытные юристы и экономисты. Что важно, предметом рейдерских вожделений становятся не только парикмахерские или магазины, но и градообразующие, и даже оборонные предприятия.

Кстати, на Западе с такой бедой научились бороться. По крайней мере, ввели в цивилизованное русло. В США, например, есть закон о слиянии и поглощении. Если фирма-агрессор намерена влить в себя другое предприятие - что в принципе нормально в рыночной экономике, она должна публично об этом заявить и действовать максимально открыто и законно. Во Франции за неправильный подсчет голосов акционеров можно получить пять лет тюрьмы, а за подкуп акционера - все семь. В Испании за подделку решения руководства предприятия, например, протокол собрания собственников, дают три года.

В Следственном комитете рассказали, что необходимо установить систему обязательного контроля, проверки изменений сведений о ранее зарегистрированном юридическом лице. Особенно, если речь идет о переназначении исполнительного органа или перехода долей собственников предприятия. Кроме того, предлагается внести в Уголовный кодекс две статьи.

Одна должна карать за незаконное присвоение полномочий органа управления фирмы, когда в учредительные документы вносятся заведомо ложные сведения или решения акционеров. Другая предусматривает наказание за так называемый корпоративный шантаж. Это - злоупотребление правами акционера, когда подкупленный рейдерами владелец акций голосует или действует против своего же предприятия. И фирма либо разоряется, либо попадает в чужие руки.

Преступления Охрана порядка Следственный комитет