Практика проведения саммитов Россия-ЕС зародилась еще в 1997 году, когда в силу вступило ратифицированное сторонами Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Причем в год подобные встречи проводятся дважды - весной в России, а осенью в стране, председательствующей в Евросоюзе. Вплоть до 2003 года российское руководство принимало европейских лидеров в Москве, а потом решило по мере возможности показать гостям и остальную Россию. Так, лидеры Евросоюза побывали в Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Ханты-Мансийске, а в этом году приедут в Хабаровск, который географически к Европе никакого отношения не имеет. Но в более широком геополитическом смысле, которого придерживается руководство России, продвигая идею создания новой системы глобальной безопасности на евроатлантическом пространстве "от Ванкувера до Владивостока", как любит говорить президент Дмитрий Медведев, Хабаровск вполне укладывается. Собственно, российский лидер так и обосновал место проведения 23-го саммита Россия-ЕС, выбирая из двух вариантов - Казани и Хабаровска.
Повестка дня обычно хоть и корректируется происходящими событиями, но тематически остается почти неизменной. Продолжается непростой диалог по сотрудничеству в энергетике, в сфере безопасности, по введению безвизового режима, иногда до сих пор европейцы припоминают о ситуации в России с правами человека и общем курсе развития демократии.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не во всем Россия и Евросоюз проявляют полярность позиций. Некоторые вопросы воплощались в конкретные документы. Удалось подписать соглашение о реадмиссии и облегчении визового режима, запустили в работу "дорожные карты" по четырем общим пространствам. Но самое позднее из этих достижений датировано 2006 годом. Последнее же, в чем сошлись Москва и Брюссель, - необходимость оформления нового базового соглашения взамен старого СПС.
Действие предыдущего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, во многом регулировавшее экономические отношения России и Евросоюза, истекло еще 1 декабря 2007 года, но его можно ежегодно продлевать. О необходимости разработки нового договора Москва и Брюссель задумались заранее. Однако начало переговоров натолкнулось на принцип евросолидарности, когда решения не могут приниматься без согласия всех партнеров. Сначала в 2006 году Польша, а затем прибалтийские страны не давали Еврокомиссии мандат на ведение переговоров. Преодолеть вето Брюссель смог только к весеннему саммиту прошлого года, и стороны официально дали старт обсуждению нового базового соглашения. И хотя события в Южной Осетии процесс прервали, но ЕС все-таки смог отделить одну проблему от другой и накануне последней встречи в Ницце возобновить диалог.
Между тем и этот процесс не обещает быть гладким - у партнеров есть принципиальные расхождения во взглядах на содержание документа. Прежде всего это касается вопросов энергетического сотрудничества, особенно в связи с январским газовым кризисом. В "Газпроме" открыто заявляют, что конструктивного диалога по газу с Европой не получается.
"Что касается наших долговременных отношений в энергетической сфере, то они могли бы регулироваться, в частности, новым базовым соглашением между ЕС и Россией, которое сейчас находится в процессе переговоров", - заявил позицию Евросоюза верховный представитель по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Россия, как известно, выступает категорически против. При этом месяц назад Москва разослала ключевым партнерам свои новые предложения по международному энергетическому сотрудничеству, которые, как считают в Кремле, должны или заменить существующую Энергетическую хартию, или дополнить, придав ей современный и устраивающий все стороны - поставщиков, транзитеров, потребителей - вид.