21.05.2009 03:00
Экономика

Москвичи могут подобрать себе прически "по кошельку"

Сегодня в дорогой нашей столице можно подстричься и за 50 рублей, и даже вовсе бесплатно
Текст:  Ольга Новак
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №91 (4915)
Читать на сайте RG.RU

Когда-то для командированных в столицу граждан со всего СССР было высшим шиком умудриться попасть в парикмахерскую "Чародейка" на Новом Арбате.

Сегодня же визитной карточкой Москвы стала возможность сделать не только стильную, но дешевую прическу без особого ущерба для имиджа. В этом убедился корреспондент "РГ", изучив столичный рынок парикмахерских услуг.

Держи фасон

Кризис заставил москвичей быть более экономными. И это не общая фраза, а вывод департамента потребительского рынка и услуг столицы, основанный на непрерывном мониторинге ситуации.

- Предприятия бытового обслуживания города, пожалуй, первыми ощутили на себе снижение платежеспособности населения - за исключением мастерских по ремонту одежды и обуви, да еще ломбардов, - рассказала "РГ" заместитель руководителя департамента Лариса Коржнева. - Клиентов стало ощутимо меньше. Ширится такое явление, как отложенный спрос.

Но как раз поход в парикмахерскую откладывать до бесконечности нельзя. Зато вполне можно подобрать себе салон "по кошельку". В Москве, где работает более трех тысяч парикмахерских, почти наравне с дорогими салонами представлены и салоны бизнес- и эконом-классов.

Что самое удивительное - именно элитные салоны, по данным департамента потребительского рынка и услуг, менее всего пострадали из-за оттока клиентуры. Люди с достатком выше среднего пока вовсе не спешат "поступаться принципами". Зато салоны бизнес-класса (где цены на мужскую стрижку начинаются от 500, а на женскую - от 1000 рублей) вынуждены затягивать пояса. И это понятно: как раз их постоянные клиенты (служащие, офисные сотрудники) первыми приняли на себя удар сокращений и "коррекции" заработной платы. Однако парикмахерские эконом-класса сумели перестроить свою работу и выжить даже в этих обстоятельствах.

Экономный класс

Четыре-пять кресел, суровый минимализм дизайнерской мысли и ряд стульев для ожидающих своей очереди - вот, собственно, и вся обстановка современной столичной парикмахерской эконом-класса. Впрочем, клиентов, кажется, оформление волнует меньше всего. Тех, кто заворачивает в этот салон, расположенный на первом этаже жилого дома по улице Правды, куда больше привлекает прейскурант. В рекламных целях он установлен на самой пешеходной части улицы. Сам салон еще приходится поискать. Но люди ищут. Ведь цена стрижки здесь - всего 80 рублей.

Чтобы не прогореть при таких ценах, мастерам приходится работать по-стахановски, редко отпуская на посетителя больше часа времени. Однако постоянные клиенты считают, что это не отражается на качестве работы.

- Конечно, многое зависит от того, к какому мастеру попадешь, - откровенно призналась мне постоянная посетительница салона Наталья Н. - Но это ведь везде так...

Наталья - домохозяйка, сидит дома с маленьким ребенком. Муж - служащий, получает в месяц чуть больше 30 тысяч рублей. У семьи есть финансовые обязательства: расплачиваются с банком по кредиту, взятому на покупку дачи. Поэтому приходится жить в режиме строгой экономии. Парикмахерская эконом-класса в таких обстоятельствах - просто находка. Ведь на стрижку, окраску волос (вместе со стоимостью краски) и укладку уходит порядка 420 рублей. Еще 30 рублей Наталья старается оставить мастеру "на чай". Строго говоря, это не обязательно, однако в подобных парикмахерских приветствуется. Очевидно, возможность брать чаевые - своеобразный "трудовой компромисс" между мастером и работодателем, который таким образом имеет возможность экономить на зарплатах.

Благодаря экономии на всем (зарплатах, дизайне, количестве арендуемых квадратных метров) маленький салон размером с однокомнатную квартиру выживает даже в нынешних условиях, окупаясь в среднем за полгода. Поэтому эконом-парикмахерские, которые, в общем, не так уж и давно выделились в отдельный "класс", уже отвоевали свою нишу на рынке. Многие даже расширились до того, что открыли дополнительно "vip-залы". А некоторые даже обзавелись и своим сайтом (http://www.strijka.info), где можно ознакомиться и с ценами на услуги, и с адресами парикмахерских.

Бесплатный сыр - не в мышеловке

Впрочем, подстричься в Москве можно и совсем бесплатно. Как мера социальной поддержки населения такая возможность предоставляется малоимущим гражданам, которым выдаются талоны на посещение парикмахерских. Распространяются они через управы и общественные организации: информацию об этом можно получить в Центре социального обслуживания по месту жительства.

Однако вовсе не обязательно быть малоимущим, чтобы бесплатно (или очень дешево) сделать модельную стрижку. Многочисленные школы и курсы парикмахерского мастерства готовы "потренировать" своих учеников на головах смелых москвичей и гостей столицы. Правда, и здесь есть свои правила игры. Очевидно, стричься бесплатно у стажеров известных студий стало у молодых москвичек слишком популярно. Поэтому студии начали возводить ограничения. Одни на своих официальных сайтах заранее вежливо извиняются перед теми, кого не смогут принять, "так как база моделей в последнее время сильно разрослась", и требуют высылать фотографии по электронной почте. Другие без обиняков извещают, что возьмут на стрижку девушек не старше 25, желательно - "модельной внешности". Третьи готовы закрыть глаза на отсутствие "модельной внешности", но бесплатно не стригут.

Конкретно

Где можно недорого подстричься:

Компетентно

Татьяна Зворыкина, руководитель органа сертификации Института региональных экономических исследований:

- По заказу правительства Москвы наш институт провел тщательное изучение бизнес-инфраструктуры столицы в период кризиса. Опираясь на это исследование, правительство предприняло антикризисные шаги, которые позволили сохранить в том числе и всю сеть бытового обслуживания. В частности, с начала года арендная ставка в принадлежащих городу помещениях для предприятий малого бизнеса составляет всего 1000 рублей за квадратный метр в год. С остальными собственниками площадей были проведены переговоры, что также позволило сдержать рост цен на аренду. Поэтому не приходится вести речь о том, что в перспективе нас ожидает дефицит в сфере парикмахерских услуг. Главный критерий выживания сейчас - как и всегда в условиях рынка - предоставление качественных услуг. При этом условии потребитель, скорее всего, останется в привычной ему ценовой нише.

Товары и цены