Первое, что вспоминаешь, - мудрый взгляд. Все понимающий, ироничный. Взгляд Мюнхгаузена, взгляд Сказочника - художника, творца мира.
Актерская судьба странная. Человек живет сразу во всех возрастах. Янковский с нами юный, с дерзкими глазами, из фильма "Служили два товарища". Таким и останется, потому что фильм хороший, его будут смотреть и через десятилетия. А вот он с прищуром, фантазер, творец правды не бытовой, ползучей, а романтической - всегда в полете. Это - Мюнхгаузен из великолепной картины Марка Захарова. Ленина на сцене он играл без грима - зачем? Ленин у него был умным и страдающим. Он верил в это - не в историческую правду конкретного вождя пролетариата, а в необходимость людям человека, в котором воплощена правда и справедливость. Образы неотделимы от него самого.
Из его последних "возрастных" ролей - митрополит Филипп, просвещенный оппонент Ивана Грозного, одна из бесчисленных жертв российских тираний. Мы только что видели его в этой трагической роли на просмотре фильма "Царь" в одной из программ Каннского кинофестиваля. Вся здешняя пресса особо отмечает этот дуэт Янковский - Мамонов, который составляет суть и главное достоинство картины. "Олег Янковский привнес в этот образ человека чести спокойное достоинство", - пишет критик журнала Screen International, употребив именно эти ключевые для актера слова - "покой" и "достоинство". Мы действительно никогда не видели Янковского суетливого. Не видели его в страхе, в растерянности. Не знаю, возможно, и это было бы под силу ему как актеру - но наверное, суетливые персонажи его просто не интересовали. Как и персонажи глупые. Хотя он прекрасно играл характерные роли. Он не был идеальным героем - он был героем настоящим.
Янковский - как айсберг: его главное - в подтексте. Он думает больше, чем говорит. Он знает больше, чем думает. И роли его большинству известны только надводные - киношные. Хотя он человек в первую очередь театральный. Те, кому повезло видеть его в спектаклях Ленкома, счастливы. Это другой Янковский, которому подвластны любые краски. И это человек команды, человек ансамбля. Чтобы яснее понять масштаб утраты: один из лучших театров мира несет в последние годы потери невосполнимые и оглушительные. Любимые люди уходят - пусть живет любимый театр.
Не знаю, услышал ли эти слова - великий актер - Янковский при жизни. А он великий актер. Таких единицы за всю историю. Была эпоха Мочалова, была - Москвина, была - Смоктуновского. Теперь ушла эпоха Янковского.
Имеющим уши Янковский очень многое сказал своей жизнью и своими ролями. А остальные так и будут существовать, словно ничего не случилось.
Марк Захаров, художественный руководитель театра Ленком:
- Олег Янковский сыграл очень много ролей на сцене, став украшением не только Ленкома, но и всей театральной Москвы. И, конечно, он был феерическим актером кинематографа! Разумеется, мне лично дороже "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо"... Но какие были другие замечательные фильмы с его участием - "Полеты во сне и наяву", "Крейцерова соната"... Надеюсь, в ближайшее время мы увидим, к счастью, уже записанный на диск спектакль "Женитьба", где он сыграл свою последнюю роль.
Сергей Чонишвили:
- Почему-то так сложилось, что уходят люди, на месте которых оказаться не сможет никто.
Церемония прощания состоится в пятницу, 22 мая, в театре Ленком. Ориентировочно прощание начнется в 11.00. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Народный артист СССР Олег Янковский будет похоронен на Новодевичьем кладбище 22 мая.