Саммит Россия-Евросоюз в Хабаровске, состоявшийся 20-22 мая, подтвердил расхождение позиций ЕС и России по многим вопросам, наиболее актуальным для России. Особенно по Энергетической хартии для Европы и отношениям РФ с рядом постсоветских стран. Кроме того, до сих пор не обозначены конкретные сроки подписания нового соглашения России и ЕС о партнерстве, хотя срок действия прежнего соглашения истёк почти полтора года тому назад. Российская сторона настаивает на детальной конкретике в в новом документе, которой не было в прежнем соглашении. Зато в некоторых "евроструктурах" считают, что, оказывается, энерготранзитные соглашения Евросоюза в перспективе потребуются и... со "странами" Северного Кавказа!
Как отметил Дмитрий Медведев, "нас смущает, что со стороны некоторых государств предпринимаются попытки использовать программу "Восточное партнерство" (специальный план сближения Грузии, Украины, Азербайджана, Армении, Молдавии и Беларуси с Евросоюзом. Прим. авт.) как партнерство, как своеобразную "дружбу" против России. У нас есть партнерские отношения, например, с НАТО. Несмотря на специальную форму отношений, при их испытании эта форма показала свою слабость...".
В самом деле: Россия в программу "Восточное партнерство", осуществляемую с прошлого года, демонстративно не была включена, зато в нее, опять-таки, демонстративно включили-таки Беларусь, находящуюся в союзе с РФ и прежде подвергавшуюся ожесточенной критике со стороны Запада. Одновременно, повторим, нет нового соглашения РФ-ЕС о партнерстве. И, хотя в Хабаровске Евросоюз пригласил Россию к участию в "Восточном партнерстве", это, скорее, больше декларативное предложение. Ибо конкретные программы сближения ЕС, в рамках той программы, с другими странами СНГ были детально разработаны в 2005-2008 годах и столь же детально реализуются.
Некоторые европейские эксперты полагают, что участие в той программе не только тех стран СНГ, что ратифицировали, в отличие России, Энергетическую хартию для Европы, но и Беларуси нацелено на то, чтобы, образно говоря, "расчистить территорию" для нефте- и газопроводов из бывшего СССР в Европу в обход России. А затем, если получится, - помочь этим странам стать ассоциированными участниками Евросоюза (такой статус в ЕС имеют почти все бывшие колонии европейских стран). В этом случае, как уже отмечала "РГ", на ближних рубежах России будет создан такой таможенно-экономический режим, который, в частности, затруднит и экономическую интеграцию в СНГ и введение Россией, например, защитных мер в отношении ближнезарубежных товаров, если эти меры потребуются. Кстати, почти все постсоветские страны-участницы "Восточного партнерства" уже включены в ВТО (кроме Беларуси). Что тоже может затруднять торговлю России с ними. Во всяком случае, Грузия, будучи участницей ВТО, получает поддержку со стороны и этой организации, и Евросоюза, и США в связи с экономическими санкциями РФ против Грузии. Естественно, что аналогичную поддержку со стороны ВТО-ЕС-США Грузия получает по вопросам статуса Абхазии и Южной Осетии .
Обращает на себя внимание и больший уровень безапелляционности "евросоюзовских" акцентов. Так, по заявлению министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта в канун Хабаровского форума, - Швеция с 1 июля до конца 2009 г. будет председательствовать в ЕС, - "Евросоюз будет добиваться от российской стороны большей ясности о ее намерениях в отношении ВТО". А дальше в том заявлении - едва ли не предупреждение России: "Если в вопросах ВТО решит дать "задний" ход, это будет плохо и для мировой торговой системы, и для самой России". Вдобавок, К. Бильдт высказал неудовольствие от имени ЕС российской политикой в отношении Абхазии и Южной Осетии. А мнение министра иностранных дел миниатюрного Люксембурга Жана Ассельборна не менее серьёзное: "...Россия совершит ошибку, если в вопросах энергетической политики она пойдёт сейчас на изоляцию или закрытие границ".
Дело в том, что Энергетическая хартия для Европы, подписанная, но не ратифицированная Россией, не гарантирует равных условий для поставщика энергопродуктов, в данном случае - для российской стороны на европейском энергетическом рынке. Хартия допускает возможность "транснационального" вмешательства в объемы, цены поставок и транзитные тарифы, а также в эксплуатацию международных энергопоставляющих артерий. Поэтому, как отметил на днях и в ходе Хабаровского форума Дмитрий Медведев, такой характер хартии Россию не устраивает. Но формально на стороне Евросоюза страны СНГ, ратифицировавшие хартию и участвующие в "Восточном партнерстве": Украина - пока самый крупный "транзитёр" российских нефти и газа, а также Грузия, Азербайджан, Армения и Молдавия.
Что касается Беларуси, "сепаратная" ратификация ею хартии может существенно усилить давление со стороны Евросоюза на РФ в этом вопросе. Через Беларусь увеличиваются поставки российского газа в Европу, хотя и сегодня доля белорусского транзита в таких поставках высокая: 20%. А многие восточноевропейские страны требуют быстрее наращивать российские газопоставки именно через Беларусь. Потому что российско-белорусские отношения куда лучше, чем российско-украинские. А также потому, что минимальное расстояние транзита между РФ и большинством стран-членов ЕС достигается именно через Беларусь.
Словом, налицо стремление закрепить на европейском энергорынке за Россией роль только поставщика энергосырья в Европу, причём по низким ценам. Но, оказывается, эту задачу помогут решить и энерготранзитные договоренности со "странами" Северного Кавказа.
Вот выдержка из документа "Доклад по итогам сравнительного анализа энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского Союза (Часть 2), сентябрь 2003 г.", подготовленного "Евроазиатским Исследовательским центром Транспортного союза в Латвии (Рига)": "...ЕС (именно ЕС !.. Прим. авт.) отмечает, что проблемы стабильности условий транзита энергоносителей имеют приоритетное значение для энергобезопасности ЕС. Это имеет значение как с точки зрения доступа к энергетическим мощностям, так и с точки зрения справедливой стоимости транзита: снижение завышенных транзитных тарифов могло бы обеспечить значимое снижение цен на энергоносители российского происхождения, импортируемые ЕС (выделено авт.). Для ЕС ... имеют значение также страны Северного Кавказа, по территории которых могут проходить транзитные маршруты по транспортировке энергоносителей из Каспийского бассейна (выделено авт.). В этой связи отмечается, что ЕС должен добиться выполнения механизмов, предусмотренных Энергетической хартией, странами, по территории которых проходят транзитные маршруты" (выделено и Прим. авт: то есть добиться этого нужно не только от стран, ратифицировавших хартию)".
Северный Кавказ, как известно, российская территория. Так что в этом регионе одна страна - Россия. Но, судя по упомянутом тексту, речь идет, похоже, о новых трубопроводах из прикаспийских районов Азербайджана, Казахстана и Туркменистана через Дагестан, Аланию, Ингушетию, Чечню, Кабардино-Балкарию, Адыгею, Калмыкию. Но в настоящее время - это российские республики Северного Кавказа.
Не исключено, что сегодня окажется востребованной долгосрочная программа взаимовыгодного экономического, в том числе транзитного сотрудничества РФ со странами западного региона экс-СССР и Закавказья. Хотя бы потому, что эти страны почти полностью обеспечиваются российскими нефтью и газом, а их экономика существенно зависит от транзита, опять-таки, российских нефти и газа. Такая программа и ее реализация вполне могут усилить позиции России на этих - можно сказать, передовых рубежах ближнего зарубежья, включая тамошние энергетику и энерготранзитные пути. И "дружить против России" тем странам уж точно будет невыгодно.