25.05.2009 03:00
Культура

В Петербурге начался фестиваль "Звезды белых ночей"

В Петербурге стартовал фестиваль "Звезды белых ночей"
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №92 (4916)
Читать на сайте RG.RU

Семнадцатый год подряд под маркой "белых ночей" в Петербурге разворачивается самый длинный в Европе музыкальный фестиваль, который проводит на сцене Мариинского театра Валерий Гергиев.

В течение двух месяцев на двух мариинских сценах , театральной и концертной, выступают собственные звезды и именитые гости фестиваля - известные во всем мире певцы, дирижеры, исполнители, оркестры. В нынешней афише запланировано более ста музыкальных "ночей".

Сто с лишним концертов и спектаклей "Белых ночей" указывают не только на сопротивление экономическому кризису, но и на работоспособность коллектива Мариинки, который будет теперь два месяца трудиться в режиме "нон-стоп", давая по два, а то и по три представления в день. После просмотра спектаклей, внесенных в афишу фестиваля (по традиции это лучшие премьеры сезона и основной репертуарный фонд с участием звезд), публика должна будет перебегать по улице Декабристов к Концертному залу, где с 22 часов и далеко за полночь развернутся концертные программы, количество которых неуклонно растет. На этот раз, невзирая на кризис, удалось собрать даже крупный спецблок афиши - немецкая музыка и приглашенные исполнители из Германии: за два месяца на фестивале прозвучит собрание сочинений Бетховена - фрагменты оперы "Фиделио" (2 июня), все фортепианные концерты (1 и 2 июля), Скрипичный - в исполнении Леонидаса Кавакоса (28 июня), все симфонии под руководством Гер-гиева (27 мая и 2 июня), Джанандреа Нозеды (20 июня) и Пааво Ярви (9 и 10 июля). Намечены свежие события и в традиционной вагнеровской серии Мариинки, где сначала будут представлены титульные вагнеровские голоса из Европы - Брин Терфель ("Валькирия", 6 июня), Рене Папе ("Парсифаль", 6 июня), Гари Леман и Виолета Урмана ("Парсифаль", 12 июня), а затем покажут новую сценическую редакцию "Кольца" с модным видеодизайном вперемежку с прежней величественной сценографией Георгия Цыпина (с 4 по 7 июля).

В "немецкий" корпус программы вошли и выступления оркестра Мюнхенской филармонии (31 мая и 1 июня) - одного из старейших европейских оркестров, отметившегося в мировой летописи музыки первыми исполнениями симфоний Малера, Брукнера, работой с легендарным Бруно Вальтером, с Серджиу Челибидаке, Джеймсом Ливайном, Зубином Метой. Под управлением нынешнего шефа Кристиана Тилемана мюнхенцы исполнят сочинения Шумана, Грига и свой "фирменный" репертуар - Восьмую симфонию Брукнера. Вслед за баварцами в Мариинке появятся музыканты Берлинской филармонии - Октет, созданный солистами оркестра и самостоятельно гастролирующий уже 70 лет. Ожидается, что с ними, возможно, приедет и 82-летний композитор Ханс Вернер Хенце - крупнейший представитель послевоенного авангарда, отдавший дань и додекафонии, и Стравинскому, и джазу, и коммунизму, писавший песни на стихи Бертольда Брехта и Хошимина. В программе 11 июня прозвучит его сочинение Quattro Phantasie. А спустя неделю (18 июня) в том же зале оркестр и хор известного Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля исполнит произведение патриарха немецкой классики Фридриха Генделя "Празднество Александра". Правда, Гендель, немец по рождению, трудился в Англии и свое сочинение, посвященное Александру Македонскому, написал в Лондоне на английском языке. Полное название оратории включает подзаголовок "Торжество музыки", гармонию и величие которой любят сравнивать с поэзией Гомера. Немецкие музыканты посвятят это исполнение самому Генделю, Год которого отмечается в мире.

Главное же, премьерой в Концертном зале для самого Валерия Гергиева станет концертное исполнение оперной дилогии Гектора Берлиоза по Вергилию "Троянцы" ("Взятие Трои"-22 июня и "Троя в Карфагене"-24 июня) - грандиозное и не оцененное при жизни композитора сочинение, в последние десятилетия поставленное на всех крупнейших сценах мира - от Ковент-Гарден до Метрополитен, только сейчас впервые готовится к постановке в стенах Мариинки. Гергиев планировал эту премьеру на Новой сцене Мариинки-2, но с досадой заметил, что "ждать надоело", поэтому на нынешних "Ночах" прозвучит концертный вариант, а к декабрю на мариинской сцене с участием Польской национальной оперы, Оперы Валенсии и Фестивального центра Баден-Бадена появится первая постановка "Троянцев".

В оперной афише "Ночей" - мариинские премьеры сезона: "Гоголиада", "Севильский цирюльник", "Алеко", выступления Ольги Бородиной, Анны Нетребко, Марии Гулегиной, Дмитрия Хворостовского, Ильдара Абдразакова, Василия Герелло. Финская национальная опера привезет из Хельсинки спектакль "Красная линия" на музыку финского композитора Аулиса Саллинена, посвященный политической проблематике из жизни финнов во времена Российской империи. В концертном исполнении прозвучит опера Белы Бартока "Замок Герцога Синяя Борода".

Среди балетных событий - знаменитое гала Дианы Вишневой "Красота в движении" (12 и 19 июля), признанное лучшим балетным спектаклем России за прошлый сезон, премьера (28 и 29 июня) восстановленного балета Леонида Якобсона "Шурале" на музыку Фарида Яруллина, за которым последует скоро еще одно восстановление - балет Касьяна Голейзовского на музыку Арама Хачатуряна "Спартак". По словам Гергиева, это "последний шанс спасти такие гигантские работы. Их забыли, и из тех, кто помнит танец, остались в живых 4-5 человек. Для нас это крупнейшие акции - мы совмещаем создание нового "Конька-Горбунка" и восстановление лучшего, что есть в истории Мариинского театра". "Коньком-Горбунком" в постановке Алексея Ратманского "Звезды белых ночей" открыли, а к финалу - 14, 15, 17 и 18 июля - ожидают на мариинской сцене гастроли Национального балета Испании под руководством Хосе Антонио. Для знаменитого танцовщика и хореографа это будут последние выступления. Но этот прощальный визит символичен для Антонио, ведь в далеком прошлом именно из Мадрида прибыл в Петербург легенда рус-ского балета Мариус Петипа.

Музыка