После нашумевшего скандала с расходами депутатов Вестминстера британская история начинает стремительно видоизменяться. Признано, что британский парламент скомпрометировал себя не просто отдельно взятыми нечестными депутатами данного созыва - а как институт в целом. И потому нуждается в радикальном реформировании.
Признано, что политики оторвались от народа и нуждаются в срочном с ним воссоединении. Лично Гордон Браун, премьер Британии, сделал резкий выпад в адрес палаты общин, сравнив ее с джентльменским клубом XIX столетия, где члены живут по ими же выработанным правилам. Браун пообещал с этим уютным клубом покончить и ввести для палаты общин внешнего регулятора.
Правительство должно предпринять глобальную программу конституционных реформ, чтобы вернуть обществу веру в его политиков. Так считает один из наиболее влиятельных союзников Брауна, министр по делам климата Эд Милибэнд. Милибэнд-младший, брат министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, отвечает в правящей Лейбористской партии за ее избирательную стратегию и те лозунги, с которыми партия идет на выборы. Всеобщие парламентские выборы ожидают Британию самое позднее через год, а по худшему для лейбористов сценарию развития событий все может произойти значительно раньше.
Выработать победоносную для правящей партии предвыборную стратегию в нынешней кризисной ситуации, когда избиратель вообще не желает идти к урнам и объявляет войну "классу политиков" в целом, - дело чрезвычайной сложности. Что же предлагает Эд Милибэнд? Он выступает за то, чтобы новый спикер палаты общин пересмотрел существующую практику и порядки деятельности палаты, неприемлемые для большинства британцев.
Выступая в минувшие выходные на фестивале газеты "Гардиан", Эд Милибэнд высказался в пользу более "плюралистической" демократии, что означало бы наделение большей властью парламентские комиссии и местные органы управления. Большая власть парламентских комитетов подразумевает в том числе их более широкое участие в законодательной деятельности. Однако не настолько широкое, как в американской политической системе, где сенатские комитеты могут завернуть законопроекты или вести их обсуждение до бесконечности. Столь широкие полномочия, переданные парламенту в вопросах законодательства, опасается Эд Милибэнд, могли бы подорвать авторитет правительства как законодателя.
"Это момент больших реформ, правительство должно воспользоваться этим", - заявил лейбористский стратег. Изменениям, по версии Милибэнда, должны подвергнуться и традиционные "вопросы к премьер-министру", транслируемые из Вестминстера ведущими мировыми каналами. И в самом деле, британцы давно уже высказывают раздражение ответами премьера не по теме, невпопад и не по существу на острые вопросы со стороны оппозиционных партий. Давно уже высказываются предложения, чтобы спикер палаты вмешивался в ход дискуссии и призывал главу правительства прямо отвечать на поставленные вопросы.
Эд Милибэнд призывает также изменить "язык палаты" - например, принятое веками обращение к депутатам как "мой праведный уважаемый друг". Муссируются и прочие "крамольные" идеи, низвергающие веками культивировавшиеся традиции: предложено изменить церемониальное облачение должностных лиц парламента. Это явный популистский отклик на раздражение публики, призывающей покончить с "костюмированными представлениями", разыгрывающимися под сводами Вестминстера.
Предлагается пересмотреть и расписание заседаний палаты общин в сторону их увеличения. Одним словом, лейбористы сегодня стараются всеми силами доказать отворачивающемуся от них избирателю, что поезд еще не ушел и что партия и правительство в состоянии провести самые радикальные реформы в политической системе страны.
Между тем, покуда Милибэнд-младший агитирует за реформы, по властным коридорам ходят слухи о возможной подвижке его старшего брата. В британской прессе появились сообщения о готовящемся якобы назначении на пост министра иностранных дел Питера Мандельсона взамен Дэвида Милибэнда, которого, как предрекают авторитетные источники, могут "задвинуть" на менее ключевой пост.
Между тем
Если же нынешний министр бизнеса Мандельсон и в самом деле возглавит Форин офис, это станет воплощением его мечты, поскольку дед Мандельсона занимал аналогичный пост в послевоенном правительстве Клемента Эттли. Мандельсон, являющийся сегодня одним из самых приближенных и влиятельных советников Брауна, так же, как и Милибэнд-младший, лоббирует в недрах кабинета министров идеи невиданных реформ в политическом ландшафте страны.