26.05.2009 07:00
Общество

Елена Неволина: Появление корпоративных сговоров в аптечных сетях крайне маловероятно

Фармацевтические компании не хотят целиком брать на себя вину за подорожание лекарств
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №19 (703)
Читать на сайте RG.RU

За первый квартал 2009 года лекарства подорожали примерно на 12 процентов. Это в среднем, при этом цена на некоторые препараты выросла на тысячу и более процентов. Для сравнения: за весь 2008 год цены в аптеках выросли на 14%.

"Это вообще не кризисные вещи, это жлобство, когда отдельные компании пытаются садиться на шею и требовать дополнительные деньги за обычные лекарства", - в сердцах высказался по этому поводу президент Медведев.

О ситуации на фармацевтическом рынке говорил на прошлой неделе и глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Он обвинил в сговоре российские и зарубежные фармкомпании. Он считает недопустимой сложившуюся ситуацию с доступом на российский рынок лекарственных препаратов зарубежного производства и видит признаки сговора как отечественных, так и зарубежных фармацевтических компаний. ФАС уже внесла в реестр компаний, занимающих доминирующее положение, российские "дочки" семи крупнейших мировых фармкомпаний и около 100 аптечных сетей. По мнению Артемьева, основная причина сложившейся ситуации кроется в коррупции и отсутствии прозрачности фармацевтического рынка. В связи с этим глава ФАС призвал изменить ситуацию в регионах с закупками фармпрепаратов для государственных учреждений. В частности, по словам Артемьева, необходимо увеличить количество наиболее открытых процедур, то есть аукционов, по закупкам лекарств для госнужд.

Появление корпоративных сговоров в аптечных сетях крайне маловероятно, утверждает руководитель Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. Максимальная доля одного производителя -1,5 процента лекарств. По ее словам, на аптечных полках мы видим отсроченное подорожание: в январе, когда доллар был на пике, в аптеках продавались лекарства, ввезенные в Россию в октябре - ноябре. А сейчас - ввезенные в декабре - январе. У нас 70 процентов лекарств - это импортные препараты. А остальные делаются из импортного сырья на импортном оборудовании по заграничным лицензиям, объясняет она. "Аптеки в момент заказа видят цены на один и тот же препарат, предлагаемые разными поставщиками, и могут выбрать наиболее выгодные. Какие корпоративные сговоры вообще могут быть?" - недоумевает топ-менеджер одного из крупнейших федеральных фарм дистрибьюторов.

По данным генерального директора DSM group Александра Кузина, суммарно за 2008 год и I квартал 2009 года рублевые цены на лекарства в России в среднем выросли на 26 процентов. При этом инфляция в РФ за этот период составила 19 процентов, а бивалютная корзина выросла на 34 процента. То есть, по мнению Кузина, цены росли вполне адекватно ситуации, и говорить о некоем заговоре аптечных сетей по "накручиванию" цен нельзя.

По оценкам DSM group, с началом кризиса первыми стали резко расти в цене отечественные препараты, и в первую очередь - в низкоценовом сегменте "до 50 рублей за упаковку". Импорт включился в процесс несколько позже, правда, потом догнал и перегнал. По мнению Кузина, это объясняется тем, что производители попытались компенсировать повышением цен отсутствие кредитов.

Конечно, многие аптечные сети в "пышные годы" форсировали развитие за счет больших кредитов, которые теперь нужно выплачивать, но, по данным Елены Неволиной, как минимум 70-80 процентов сетей развивались на внешние заемные средства. Однако доля крупнейших аптечных сетей составляет 19 процентов рынка. Так, может быть, аптеки задирают цены, чтобы расплачиваться с арендодателями. По приказу минздравсоцразвития все аптеки не относятся к учреждениям здравоохранения и не пользуются никакими льготами при аренде помещений. Но ведь аренда-то становится дешевле...

Впрочем, аптекари не склонны драматизировать ситуацию. По словам директора по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, дела на рынке обстоят не так уж плохо: в рублях он растет на 3-5 процентов, в долларах он имеет просадку всего 2-3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В упаковках рынок упал на 7-10 процентов, но это в основном приходится на безрецептурную продукцию (парафармацевтика), и т.д. Какого-то коллапса на сегодняшний день в отрасли нет.

Говоря о возможном введении госрегулирования цен на фармацевтику, Александр Кузин отмечает, что на текущий момент 34 процента оборота лекарств в России приходится на госзакупки, 24 процента - на систему обеспечения жизненно необходимыми лекарственными средствами. То есть уже сейчас государством регулируется по цене более половины рынка.

По прогнозу Кузина, на бизнесе дистрибьюторских компаний (первые 10 дистрибьюторов занимают 93 процента рынка) госрегулирование цен не скажется. Зато пострадают аптечные сети.

Где же выход из ситуации, которая грозит неприятными социальными последствиями?

Елена Неволина видит выход только в государственных мерах содействия аптечному бизнесу. Это отмена НДС на лекарства, снижение или полная отмена ввозных таможенных пошлин. И наконец, надо разобраться хотя бы с государственной арендой.

Кто же прав - аптекари или глава ФАС? Истина, скорее всего, лежит где-то посередине. Есть объективные трудности сетей, но есть и необоснованное завышение цен.

Здоровье Товары и цены ФАС