26.05.2009 02:00
Экономика

Сергей Катырин: Почти половина предпринимателей не обращает внимания на кризис

Половина малых предприятий вынуждена увеличивать бартерные сделки
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (4917)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, в День российского предпринимательства, в Торгово-промышленной палате РФ состоится ежегодная IX Всероссийская конференция с участием малых и средних предприятий.

В антикризисной программе государство делает на них особую ставку, надеясь на высокую выживаемость и возможность создавать новые рабочие места. О том, как чувствует себя малый бизнес и работают меры по его поддержке, "Российской газете" рассказал вице-президент ТПП Сергей Катырин.

Российская газета: Сергей Николаевич, как сейчас выглядит портрет среднестатистического предпринимателя малого бизнеса?

Сергей Катырин: Разные будут портреты. Начинающие бизнесмены - это те, кому около 30 лет. "Ветераны" из бурных 1990-х годов - сегодня солидные люди, которые владеют не одним, а несколькими малыми предприятиями. Много успешных дам.

Все они работают от зари до зари, но не считают деньги от зарплаты до зарплаты. Это семейные люди. Имеют несколько иномарок. Отдыхают, как правило, за границей. Книг читают мало, но внимательно следят за экономической прессой и законодательством. Обеспечивают работой от 10 до 250 человек. В кризис этот портрет не изменился.

РГ: Судя по сообщениям чиновников, малый бизнес неплохо адаптировался к сегодняшним условиям.

Катырин: Это смотря в каком секторе. Да, сельхозпроизводители и производители продуктов питания говорят, что "видят горизонты".

А вот в строительном бизнесе, торговле возникли серьезные проблемы. По нашим опросам, значительная часть предпринимателей (43 процента) работают, не обращая внимания на кризис. 34 процента собираются расширять производство. Продажа или переориентация бизнеса - самая непопулярная мера среди предпринимателей. А вот на собственные антикризисные меры - изменять ассортимент, снижать цены, внедрять энергосбережение, готовы от 50 до 70 процентов предприятий. Однако все упирается в чересчур дорогие банковские кредиты.

РГ: На прямую господдержку малого и среднего бизнеса выделено в этом году почти 10,5 миллиарда рублей. Еще 30 миллиардов - на кредиты. Кому достаются эти деньги и сколько из них уже освоено?

Катырин: Средства по линии Внешэкономбанка идут в региональные отделения Российского банка развития, а затем - в реальный сектор экономики. Но процентные ставки, а это свыше 20 процентов годовых, неподъемны для бизнеса. Кредиты берут в том случае, если региональные администрации субсидируют процентные ставки. Доступ к дешевым деньгам имеет всего 1 процент от миллиона малых предприятий. И чаще из тех, кто близок к местной власти. Но прорываются и наиболее энергичные.

Вообще государство предприняло много шагов антикризисной поддержки. Но исполнение далеко от того, чего хотелось бы. Великолепное решение для малого бизнеса - ограничение проверок, защита Генпрокуратуры. Но препон меньше не стало. А коррупция даже увеличилась. Теперь бизнес платит за возможность получения дешевых кредитов. Поэтому основные формы антикризисной поддержки со стороны государства, которые интересуют предпринимателей, это льготные кредиты или субсидии. И без коррупции.

РГ: Как продвигается законодательство по развитию микрофинансирования и кредитных кооперативов? С их помощью предприниматели без особых хлопот могли бы занять от 5 тысяч до миллиона рублей и выше.

Катырин: Микрофинансирование - один из востребованных инструментов. И два закона в этой сфере "О кредитной кооперации" и "О микрофинансовых организациях" бизнес ждет, как говорится, еще "с позавчера". Думаю, сегодня эта тема на конференции опять прозвучит. Мы ее будем дальше лоббировать. А пока при финансовом голоде малые предприятия все чаще используют бартерные сделки. 54 процента опрошенных нами бизнесменов планируют увеличить их количество.

РГ: Решения каких проблем еще ждут "с позавчера" малые бизнесмены?

Катырин: Доступа к госзаказам, электронным торгам. Если откроем его, то в равных условиях окажутся все малые компании, а не 1 процент, как сейчас. Сегодня движение началось. Во второй половине года заработают три площадки для малого и среднего бизнеса - в правительствах Москвы, Татарстана и на базе Сбербанка.

Но нас все-таки волнует механизм реализации. Одно дело провозгласить, что на откуп малым компаниям будет предоставляться до 20 процентов от всего портфеля госзаказов, то есть на один триллион рублей. И совсем другое - реально получить эти деньги. Здесь ситуацию должна контролировать Федеральная антимонопольная служба. Причем как на уровне федеральных ведомств, которые заказы предоставляют, так и регионов, муниципальных образований, государственных монополий.

РГ: Сейчас в правительстве и Госдуме обсуждается новая концепция антимонопольного законодательства. Что бы вы в ней предусмотрели?

Катырин: Если в документе найдет отражение проблема ценообразования услуг естественных монополий, то выиграют от этого все. Никто пока не представляет, из чего складываются тарифы на электричество, газ, тепло. Зачем в них "зарыто" и содержание футбольных команд, и непрофильных активов, и санаториев. И нужно ли оплачивать такие тарифы из карманов налогоплательщиков?

РГ: В свое время АвтоВАЗ хотел из поставщиков комплектующих создать по 2-3 конкурирующих между собой малых предприятия, чтобы сократить издержки. Но эксперимент засох на корню.

Катырин: Не удалось решить вопрос: как малые компании, работающие по упрощенному режиму налогообложения, будут платить НДС. Сейчас крупным партнерам они не интересны, поскольку те не смогут принять к вычету НДС, работая с предприятиями, применяющими "упрощенку". Минпромторг разработал хорошую программу по сотрудничеству малого и крупного бизнеса, но в ситуации налогового клинча она, к сожалению, не жизнеспособна.

РГ: То есть пока надеждам на то, что малый бизнес может вытянуть нашу экономику из кризиса, не суждено сбыться?

Катырин: Все не так плохо. Потенциально малый бизнес готов на многое. Есть интеллектуальный запас, энергичные люди. Но пока остаются пустующими очень важные ниши. Нас очень волнует инновационный малый бизнес. Он очень слаб, хотя должен стать локомотивом в построении новой, несырьевой экономики. Для этого со стороны государства нужны дополнительные шаги по поддержке. Надо использовать возможности научных учреждений. Создавать на их базе малые инновационные предприятия. Такой законопроект пока только готовится.

Малый бизнес Крупные компании