26.05.2009 03:00
Общество

Церковь пытается спасти молодое поколение от пьянства

Церковь пытается спасти молодое поколение от пьянства
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №93 (4917)
Читать на сайте RG.RU

В россии вскоре нельзя будет купить пиво в киосках и водку в магазинах после 7 вечера - таковы неожиданные итоги XIII Всемирного рус ского народного собора, выдвинувшего решительные инициативы о защите общества от алкогольной зависимости.

Программный документ Собора "Будущие поколения - национальное достояние России", который, по словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, Патриарх уже передал президенту и премьеру, построен в форме диалога и отсылает к 10 заповедям.

Трудно представить себе времена, когда 10 заповедей потеряют актуальность, и посему разговор о духовном просвещении, нравственном развитии, отдыхе и досуге молодежи, выдержанный в положительном и ответственном ключе, также не теряет интереса. Тем более что разговор этот на последнем Соборе проходил в очень неказенном - чего стоит встреча Патриарха с молодежью на стадионе - режиме. А высокостатусные священники с мальчишеским упоением рассказывали: знаменитый Хирург, лидер байкерского движения, присутствовал на богослужении в Успенском соборе Московского Кремля.

Для журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин особо выделил призыв Собора к ответственному поведению СМИ с упором на то, что пора переходить от слов к делу и для начала хотя бы закрыть негативно прославившийся на всю страну "Дом-2". Он также обратил внимание на заботу об исторической памяти, внимательном и уважительном отношении к прошлому, и в частности к истории Великой Отечественной войны.

А затем журналистам была презентована резолюция Собора "Неотложные меры по защите от алкогольной угрозы".

Наместник Сретенского монастыря, архимандрит Тихон Шевкунов, знаменитый автор этой идеи, подчеркнул, что в запускаемой программе он как можно реже хочет употреблять слова "антиалкогольная борьба", чтобы не уподобиться компанейскому характеру предыдущей антиалкогольной инициативы.

- Речь не идет ни о сухом законе, ни о вырубке виноградников, ни о свадьбах с вином в чайниках, - подчеркнул он, - все эти перегибы мы уже проходили.

Однако ограничительные меры приготовлены, и перечень их не мал, здесь и запрет продажи алкогольных напитков в киосках, и требование включить в список таких напитков пиво, которое по недоразумению в него не включено, и отмена практики заявительного лицензирования на торговлю алкоголем, и ужесточение штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним, и ограничение продаж крепкого спиртного в магазинах по времени, примерно как в советское время - с 11 утра до 7 вечера и т.д.

- У ученых есть такое понятие "режим допития", именно он создает питательную среду для преступлений, ДТП, депрессий, самоубийств, - прокомментировал архимандрит Тихон, уверенный, что ограничение продажи алкоголя может сломать этот режим.

К исследованию проблемы были привлечены серьезные эксперты, нет особых оснований не доверять удручающей статической картине, уже не раз обрисованной архимандритом Тихоном в многочисленных интервью и телепередачах. Чего стоят данные только о том, что возраст приобщения подростков к алкоголю за последние 20 лет снизился с 16 до 13 лет. Что по данным Роспотребнадзора ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33 процента юношей и 20 процентов девушек. Что 20 процентов употребляемого алкоголя - это алкогольные суррогаты. Что сверхвысокое потребление алкоголя в России (18 литров чистого алкоголя в год на человека) приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около 500 тысяч человек ежегодно.

Никто, разумеется, не считает предлагаемые меры абсолютными, способными решить проблему. Но это попытка поставить страшному бедствию рамки и переломить тенденцию.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко вспомнил о государственной политике ограничения продаж алкоголя, начатой еще во времена Александра III, и рассказал о премудростях современной рекламы спаивания, когда в дело идут жидкости для разжигания костров и для чистки ковров, настойки боярышника и пр. Но на каждом флакончике обычно большими буквами заветная и рекламно притягательная цифра 96 (максимально достижимое количество спирта).

Наиболее запомнился призыв к журналистам председателя Синодального информационного отдела Владимира Легойды о том, что надо прекратить "псевдокультуральные отсылы к традиции, которой не было". В частности, он напомнил, что водка в России появилась лишь на рубеже XV-XVI веков, а знаменитая фраза князя Владимира "Веселие на Руси есть пити" относилась скорее всего к медовухе и уж точно имела мало общего с поведением современных пьяниц, предпочитающих жидкости для разведения костра. Сегодня надо сделать актуальным другое веселие на Руси.

Соцсфера