"Дмитрий Донской" в Белом море. Головному кораблю выпало служить за себя и за того парня. Фото:из архива экипажа
В северодвинском Центре судоремонта "Звездочка", где параллельно с восстановлением и модернизацией боевых подводных лодок ведут утилизацию субмарин, выведенных из состава ВМФ, завершили разделку самого большого "заказа" - стратегической атомной подводной лодки проекта 941 "Тайфун", в просторечье - "Акулы".
Всего таких кораблей было построено в 70-80-е годы и принято в боевой состав Северного флота шесть. Седьмой разобрали на стапеле. Головному кораблю этой серии - теперь он называется "Дмитрий Донской" - повезло больше других. Он прошел полноценный ремонт и был переоборудован для испытаний нового ракетного комплекса "Булава". А пять других его собратьев послужили, увы, недолго - не прошли даже среднего ремонта.
Подводные лодки ТК-202, ТК-12, ТК-13, появившиеся в 1983-1986 годах, из-за обвальных реформ и безденежья еще в 1996-м выведены из боевого состава ВМФ. После долгих пересудов и завиральных идей вроде той, чтобы превратить ракетоносцы в подводных извозчиков на Севморпути, на "Акул" махнули рукой - в утилизацию. Так сложились обстоятельства и повернулась международная обстановка, что именно "Акул-Тайфунов" руководство ВМФ и минобороны согласилось принести на алтарь разоружения. И контракт на разделку первой такой субмарины по иронии судьбы пришел туда же, где ее построили, - на Севмаш.
Северный флот, бухта Нерпичья. На ракетной палубе ТАПРК проекта 941 свободно мог развернуться грузовик. Фото:Дмитрий Хрупов
Сегодня уже не является тайной, что строительство подводных лодок проекта 941 было ответом СССР на развернувшуюся в США в начале 70-х годов широкомасштабную программу "Трайдент". Конструкторы из питерского "Рубина" разместили на ней мощнейший атакующий комплекс - 20 твердотопливных МБР с разделяющими головными частями. Стартовая масса одной такой трехступенчатой ракеты превышала 90 тонн. Размещенные в вертикальных шахтах в два ряда по десять, ракеты способны были нести (каждая!) десять боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн. По суммарному боевому потенциалу одна "Акула" - это как два полка РВСН, оснащенных шахтным или грунтовым комплексом "Тополь".
Непомерно большие весогабаритные характеристики оружия побудили создателей применить нетрадиционную компоновку всей подводной лодки. Она имеет два обособленных прочных корпуса, в каждом из которых свой ядерный реактор и двигательная установка. В отдельных прочных модулях размещались торпедный отсек и главный командный пост. И все это громоздкое хозяйство (172 метра в длину и 23 - по ширине) обволакивал легкий корпус - словно обрезиненная фольга вокруг четырех баллонов с ацитиленом, двух больших и двух поменьше.
Из-за гигантских размеров этих подлодок - своеобразных катамаранов - флотские острословы обозвали их "водовозами". Не менее желчные на язык коллеги-соперники из конкурирующего с "Рубином" КБ "Малахит" стали говорить о "победе техники над здравым смыслом". Как бы там ни было, все шесть "Акул" были приняты на вооружение и сведены в одну дивизию, которая до недавних пор базировалась в губе Нерпичья на Кольском полуострове.
Транспаранту найдется место всегда. Фото:архив "РГ"
На одной из живых еще "Акул", переименованной к тому времени в "Архангельск", первый раз выходил в море Владимир Путин - как президент России и Верховный главнокомандующий. С ее борта он наблюдал за пуском ракет во время стратегической штабной тренировки. Тогда случилась неприятная заминка - не на "Архангельске", а на подлодке другого проекта, но все "акулье" семейство окончательно впало в немилость.
Вслед на первым контрактом на их утилизацию в Северодвинске получили второй. По словам руководителя пресс-службы "Звездочки" Евгения Гладышева, к демонтажу третьего корабля приступили в июле 2008 года, и сейчас от него остался шестиотсечный блок с двумя ядерными реакторами, который будет отбуксирован в губу Сайда на Кольский полуостров для контролируемого хранения.
Утилизация этого и двух предыдущих кораблей, которые были и остаются самыми крупными подводными лодками советской постройки, проводилась на деньги американских и канадских налогоплательщиков - в счет финансовых обязательств США и Канады по международным программам "Глобальное партнерство" и "Совместное уменьшение угрозы". Еще в 2002 году на саммите G-8 лидеры ведущих мировых держав приняли решение в течение десяти лет выделить 20 млрд долларов для предотвращения распространения ядерных материалов, обеспечения ядерной безопасности и решения экологических проблем на территории бывшего Советского Союза.
Пока никто не может определенно сказать, какая судьба уготована еще двум "Акулам" - ТК-17 "Архангельск" и ТК-20 "Северсталь". Пока что они на плаву и со штатными экипажами, но, по неофициальным сведениям, "выведены в резерв". А куда дальше их отправят - в ремонт или на американскую гильотину - скоро узнаем.
Досье "РГ"
Утилизация очередной "Акулы" проведена по промежуточной или так называемой "трехотсечной" схеме. По этой технологии при подготовке реакторного отсека подводной лодки для транспортировки к месту длительного хранения он вырезается и герметизируется вместе с двумя смежными отсеками - для создания запаса плавучести. Получившийся "трехотсечник" спускают на воду и буксируют к месту хранения, где он до определенного времени содержится на плаву. У "Акулы", как известно, не один, а два прочных корпуса, расположенных параллельно друг другу. И в каждом из них свой ядерный реактор. Поэтому законсервированный для буксировки морем реакторный блок сформирован из шести отсеков - по схеме "три плюс три".
Мастодонты "холодной" войны
Там, у пирсов полярных, где ныне,
Из походов никто их не ждет,
Доживают свой век субмарины -
Наша гордость, наш атомный флот…
Люки крышками плотно заглушены,
Им не ведать теперь глубины,
Колыхаются мертвыми тушами
Мастодонты "холодной" войны.
Ту войну мы, считай, проиграли,
А ведь столько готовились к ней!
Сколько ж было затрачено стали,
Миллиардов добротных рублей!
Океанские бывшие "волки",
Оглашен уже ваш приговор:
Всех порежут теперь на иголки,
А металл продадут за "бугор".
Им теперь - до последнего берега,
Где конец их безрадостный ждет…
Сомневаюсь я, чтобы Америка
Так же быстро свой резала флот!
А какие были красавцы!
Пережили триумф и почет.
Оторвать бы "стратегам" яйца
Иль другой какой выставить счет…
Помню я на ТВ ту картину,
Где России правительство США
Подарило резак-гильотину,
Чтоб разделка быстрее пошла…
Как же просто нас всех облапошить
И своим "знатокам" и чужим!
Будем хлопать сначала в ладоши,
А мозгами потом шевелим…
В круговерти жестоких авралов,
Катастроф и трагических дней
Больше стало у нас адмиралов,
Меньше стало самих кораблей…
Я отнюдь не лоббист и не "ястреб",
Мысль о прошлом меня не гнетет,
Но, Россия - не Кипр и не Австрия,
Нам ли рушить свой собственный флот!
Извиняюсь, быть может, за грубость,
Только дело тут вовсе не в ней.
Ведь на лодках прошла моя юность, -
Жалко юности просто своей!
Александр Марков, Северодвинск - Москва