Вчера в Мосгорсуде начался допрос бывшего руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия.
Он не признает себя виновным. Вчера подсудимый сообщил, что во время работы на посту главного следователя он проверял жалобы на действия следователей, которые "превышали свои полномочия и кошмарили банки". Делал он это по жалобам граждан и по депутатским запросам.
Он не исключил, что эти проверки послужили "толчком" для его увольнения, а впоследствии для возбуждения против него уголовного дела. В частности, в заявлениях говорилось, что следователи парализуют работу банков, мешают их деятельности, берут взятки, превышают свои должностные полномочия. Среди таких жалоб было и письмо от владельца Инвестсоцбанка Руслана Валитова, который является главным свидетелем обвинения. По версии следствия, именно он передал Довгию 750 тысяч евро, которые в уголовном деле фигурируют как взятка. Подсудимый отметил, что никогда не ставился вопрос об уголовной ответственности Валитова, тем более дела, которое потом, якобы за взятку, пришлось бы закрывать.
Обвинитель в суде утверждает, что в сентябре 2006 года было возбуждено уголовное дело по факту хищения миллиона тонн нефти ценой в шесть с половиной миллиардов рублей у компании "Томскнефть". По словам прокурора, следствие проверяло Руслана Валитова на причастность к этому преступлению. Довгий, получив эту информацию у подчиненного ему следователя, якобы предложил через посредников Валитову за вознаграждение "прикрыть" уголовное дело. В качестве посредника, утверждает обвинение, он привлек своего друга и прежнего сослуживца по военной прокуратуре полковника юстиции Андрея Сагуру. Следствие считает, что впоследствии Сагура встретился с Валитовым и получил 300 тысяч евро. А затем, после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, еще 450 тысяч евро.
- Никаких взяток ни от кого ни разу в жизни я не получал, - заявил Довгий.
Он назвал "глупой" версию следствия о том, что первую часть взятки он получил у дома второго фигуранта, "который напичкан камерами", а другую часть денег - у здания Следственного комитета. Он также отметил, что до сих пор уверен в том, что главный свидетель обвинения "является сотрудником правоохранительных органов".
Довгий также рассказал, что с Русланом Валитовым первый раз встретился уже после увольнения.
Сам потерпевший бизнесмен, убеждая суд в правдивости своих слов о взятке, на заседание суда принес деревянную коробку из-под импортного вина: якобы именно в такой "упаковке" он передавал деньги. Правда, в вещдоках такая коробка не фигурирует.
По инициативе судьи на процесс был приглашен специалист, проводивший комплексную психолого-лингвистическую экспертизу записей разговоров Довгия, Сагуры и Валитова.
Эксперт из Волгограда Марина Желтухина считает, что "Довгий в разговоре косвенно подтверждает факт получения денежных средств в размере 750 тысяч за содействие в непривлечении Валитова к уголовной ответственности".
Однако адвокаты попросили исключить эту экспертизу, заявив, что при ее производстве было нарушено законодательство. Защитники считают, что эксперты вышли за пределы своих специальных знаний и давали пояснения в областях, в которых не являются специалистами, в том числе имеющих правовой характер. Но судья отказал адвокатам в этой просьбе.