День предпринимательства президент отметил встречей с бизнес-элитой России в подмосковной Барвихе.
В резиденции установили специальный шатер на открытом воздухе, в котором Дмитрий Медведев и познавал тонкости предпринимательского дела в России. Выслушав жалобы предпринимателей, глава государства с сожалением признал, что подавляющее большинство проблем ему и так известно.
День российского предпринимательства, отмечавшийся в России во второй раз, Дмитрий Медведев отметил как положено: в большом кругу гостей, с редким итальянским "Мерло" (его не открывали, а просто привезли показать) и за откровенной беседой с бизнесменами. Предприниматели собрались разные, из несхожих сфер, но многие проблемы у них оказались общими. Равно как и причина была одна и та же - кризис. Глава государства более двух часов внимательно слушал выступающих и пришел к выводу, что 95 процентов бед бизнеса он уже знает. "Это печально, - заметил Медведев. - По этим направлениям у нас движения нет".
"Быть предпринимателем в России - это тяжелая работа, не самая зачастую благодарная, знаю это не понаслышке, потому что сам долгое время занимался этим", - заметил президент.
Но без успешного предпринимательства у нашего государства, считает он, нет будущего. В конце концов, непреложный закон экономики предполагает, что постепенно объем государственного бизнеса должен сокращаться, а частного - прирастать.
Это, считает Медведев, важно еще и потому, что государство выбрало путь инновационного развития, где без активной позиции предпринимательства ничего хорошего не получится. "Инновационная экономика не может быть государственной", - подчеркнул президент.
Предпринимательство же - особенно в кризис - не может развиваться без государства. Несмотря на все финансовые проблемы бюджета, правительство, как известно, пошло на ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса: выделили 80 миллиардов рублей на эти цели, с 1 мая отменили внеплановые проверки малого и среднего бизнеса, расширили возможности для получения госзаказа и приняли отдельный закон о выкупе арендуемых помещений. "Посмотрим, что из этого выйдет, потому что мы знаем, как у нас что-то запрещается, а потом это обходится, но правовая основа для того, чтобы требовать отказа от таких проверок, существует, за этим должна следить прокуратура".
Понятно, что бизнесу этого мало, а, может быть, это и не столь актуально на данный момент. Куда важнее, что кредитоваться невозможно. Дмитрию Медведеву уже давно и регулярно приходится слушать жалобы бизнеса на отечественные банки, которые подняли процентные ставки и занизили залоговые оценки имущества предприятий. "У них свои сложности, - заступился президент. - В принципе, они не враги народа".
Председатель правления МДМ-Банка Игорь Ким попытался объяснить логику действий банковского сектора, у которого сегодня нет долгосрочных пассивов. Во всем мире банковский сектор опирается на вклады граждан. В России Гражданский кодекс предполагает, что все вклады являются вкладами до востребования. Как только случается какая-нибудь паника, население бежит изымать свои средства. Поэтому сегодня банкам приходится держать в резерве до 25 процентов своих активов.
Намек на изменение Гражданского кодекса Дмитрий Медведев понял, но не оценил. "Это достижение нашего общества, государства, экономической системы, - заявил он. - Попытки изъятия правила приведет к падению доверия населения".
Что касается оценок активов, то, заметил Ким, банки пошли на их снижение исходя из логики экономики. "Банки, не сговариваясь, будут оценивать консервативно", - уверен банкир.
- До какой поры? - попытался уточнить Медведев.
- Все зависит от того, когда мы пройдем дно кризиса, - подчеркнул Игорь Ким.
- Можно указ выпустить о достижении дна кризиса, - засмеялся Медведев, но так и не получил прямой ответ.
Председатель правления МДМ-Банка осторожно предположил, что ситуация может измениться к лучшему уже этой осенью. Вряд ли предпринимателей такой невнятный прогноз обрадовал всерьез. Как и сделанные накануне заявления помощника президента Аркадия Дворковича о том, что революций в налоговой сфере в кризис не будет.
- Это расстраивает, - заметил гендиректор компании "Симпл" Максим Каширин, занимающийся поставками в Россию элитного алкоголя.
- Меня тоже расстраивает, - согласился Дмитрий Медведев.
Но все же президент остался на государственной позиции, которая предполагает, что во время снижения налоговых поступлений в бюджет никто не может предсказать, куда качнется маятник, если какой-то налог изменить даже на один процент.
- Можно ли трогать налоговую систему в период кризиса... - хотел было порассуждать Медведев.
- Можно, - перебил его Каширин.
- Любой бизнесмен скажет, что можно, - заметил президент. - А финансисты - нет, не делайте этого.
Столь же осторожно российское руководство подходит и к выбору, кого в нынешней ситуации поддерживать больше, а кого меньше. Обиженным оказался обрабатывающий сектор, которому досталось меньше государственного внимания, чем сырьевым отраслям и даже малому бизнесу.
"По-хорошему, было бы желательно помочь всем, кто может грамотно распорядиться деньгами, - признал Дмитрий Медведев. - Но часто помощь притекает туда, где формируются доходы бюджета". А сегодня этим источником по-прежнему является сырьевой сектор. "То, что сегодня у нас экономика такая односторонняя, ударило по Российской Федерации в самой тяжелой степени, надо сказать об этом откровенно, - признал он, - если бы мы имели более диверсифицированную экономику, то последствия кризиса были бы меньше". Правительством "принимаются решения по оздоровлению экономической ситуации", но, "конечно, не все они достигли своей цели, надо сказать это откровенно, мы это понимаем... Тем не менее часть этих решений все-таки, на мой взгляд, являются важными и реализуются достаточно активно", - мягко отметил он.
На большинство других шагов ради помощи малому и среднему бизнесу государство готово. "С волей у нас все в порядке", - заявил президент. А тем чиновникам, у кого кризис добавил только дрожи в коленках, Медведев призвал или собраться, или найти себя в другом деле.
- Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо, - заявил президент. - Если так считаешь, то иди работай в другом месте. Если человек руководит тем или иным министерством, ведомством и считает, что мы находимся в таком состоянии, это показывает, что он занимается не своим делом. Здесь же языки надо поумерить.
Из всех чиновников столь мрачными прогнозами в последнее время отметился только вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В апреле этого года он выступил с предположением, что в ближайшие 10 - 50 лет у России может и не быть таких благоприятных условий развития, которыми страна располагала в начале века. Конечно, формулировка главы минфина была не такой жесткой, как ее подал президент, но адресат медведевского заявления вполне очевиден.
Сам же Дмитрий Медведев пока что не склонен сгущать краски. Хотя судя по Бюджетному посланию, президент не собирается так же впадать в ничем не обоснованный оптимизм, которым также грешат некоторые его подчиненные, получившие накануне свою порцию медведевской критики. В конце концов, правительство все еще работает по умеренно-негативному сценарию. "Я считаю, что, несмотря на тяжелый период, который мы сегодня все переживаем, ничего сверхдраматического не произошло, - сказал он. - Наоборот, из нескольких сценариев развития кризиса пока в нашей стране все-таки реализуется умеренно негативный. И задача государственных структур, как и задача бизнеса, - постараться сохранить такого рода сценарий с тем, чтобы нам не создать проблемы другого порядка".
Кстати
Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития цифрового телерадиовещания, на котором обсуждались основные параметры соответствующей федеральной целевой программы на период до 2015 года. "Эта тема остается профилирующей и находится под президентским контролем", - заявил Медведев, открывая совещание. "Нам нужно сегодня обсудить и параметры ФЦП, о которых мы давно говорили, и некоторые концептуальные подходы, по которым существуют, как минимум, разные точки зрения. Наша задача - выбрать ту позицию, которая будет оптимальной для страны, оптимальной для отрасли, но, самое главное, будет оптимальной для наших граждан", - обратился президент к участникам совещания. Медведев подчеркнул, что задача перехода к цифровому телерадиовещанию "должна в конечном счете создать для граждан максимум удобства, сделать их телеэкраны разнообразнее и, естественно, качественнее".