То, что до вчерашнего дня происходило вокруг ближневосточного урегулирования очень сильно напоминало затишье перед бурей. Мало конкретики, еще меньше каких-либо решений и договоренностей, больше непубличной дипломатии и совсем много догадок и слухов. Так вкратце можно описать то, что последний месяц происходило на этом "фронте" международной политики.
Первую мини-сенсацию сотворил Барак Обама, когда в начале мая открыто поддержал арабскую мирную инициативу. Последние несколько лет она тихо пылилась на полках во многих кабинетах. Ведь мало кто верил в жизнеспособность схемы "мир в обмен на землю". И вот хозяин Белого дома дал ей вторую жизнь. Тут же она стала чуть ли не главной темой обсуждения.
Затем 11 мая в Нью-Йорке по инициативе России был созван Совет безопасности для обсуждения ситуации на Ближнем Востоке. И опять своего рода сенсация. Члены Совбеза достаточно дружно поддержали подготовленный российскими дипломатами проект заявления председателя, в котором Израилю был отправлен четкий сигнал: палестино-израильские переговоры необходимо возобновить. При этом стороны должны начать не с чистого листа, а учесть все достигнутые ранее договоренности.
Сделано это было к визиту премьера Израиля Беньямина Нетаньяху в Вашингтон, который состоялся 19 мая. Однако тут прозвучал первый тревожный звоночек. Премьер согласился с тем, что переговоры с палестинцами необходимо начать как можно быстрее. Но при этом он дал понять, что практически все ранее достигнутые договоренности его не устраивают.
Параллельно шла и все еще идет подготовка к запланированной на этот год московской международной конференции по Ближнему Востоку. По мнению российских дипломатов, и в этом их поддерживают многие западные коллеги, ближневосточное урегулирование не возможно без нахождения решений по ливанскому и сирийскому "трекам". Прояснить ситуация по этим направлениям с 23 по 25 мая в Дамаск и Бейрут летал глава МИД России Сергей Лавров. Причем в сирийской столице он встречался не только с руководством Сирии, но и с лидерами ХАМАС.
Буря же "запланирована" экспертами на 4 июня, когда в Каир должен прилететь президент США. Встреча с египетским лидером Хосни Мубараком явно пройдет без сучка и задоренки. Однако в программе визита Обамы есть и еще один крайне взрывоопасный пункт, а именно большая речь, посвященная отношениям США с мусульманским миром. Вряд ли кто-нибудь может сейчас дать стопроцентный ответ на вопрос, как именно арабский мир отреагирует на слова нового американского лидера?
Однако премьер Израиля явно решил принять удар на себя, отняв у Обамы все "лавры" нарушителя мусульманского спокойствия. И выбрал он для этого вполне определенный день, когда Махмуд Аббас гостил в Белом доме. Накануне госсекретарь США Хиллари Клинтон в очередной раз призвала Израиль прекратить строительство поселений на Западном берегу реки Иордан. Демонтаж более двух десятков так называемых незаконных форпостов, созданных с марта 2001 года, предусмотрен "дорожной картой" - международным планом, который лежит в основе палестино-израильского урегулирования. Власти Израиля обязались "незамедлительно демонтировать" их еще в 2003 году. На Западном берегу Иордана, занятом израильтянами в ходе войны 1967 года, также насчитывается 121 еврейское поселение, в которых проживают порядка 260 тысяч человек. И вот Клинтон напоминает, что, Обама на недавней встрече с Нетаньяху "очень четко" дал понять, что заселение израильтян на Западном берегу должно быть прекращено. "Никаких поселений, никаких застав. Мы считаем, что в лучших интересах наших общих усилий прекратить расширение поселений", - пояснила госсекретарь.
В принципе, Израиль в ответ мог бы промолчать и подождать результатов встречи Обамы с Аббасом. Только не в этот раз, явно подумал Нетаньяху и решил "выстрелить" первым. За несколько часов до начала палестино-американских переговоров пресс-секретарь израильского премьера Марк Регев объявляет, что несмотря на призыв администрации США к прекращению всех видов поселенческой деятельности Израиль продолжит строительство в еврейских поселениях Западного берега реки Иордан. В заявлении также говорится, что судьба поселений будет решаться в рамках мирных переговоров, а пока этого нет, поселенцам должна быть предоставлена возможность "продолжать жить нормальной жизнью".
Очевидно одно, у палестинцев уже давно выработалась однозначная аллергия на любые заявления израильских политиков, в которых употребляется слово "должно". Другой вопрос, чего именно хочет добиться премьер Израиля открыто противопоставляя себя хозяину Белого дома?