От заболеваний системы кровообращения ежегодно умирает порядка 1,2 млн человек - фактически население крупного областного центра.
При этом многих из них реально спасти - если, например, вовремя провести стентирование или вживить в организм особый фильтр, способный поймать оторвавшийся тромб... Вот только стоят подобные операции десятки и сотни тысяч рублей.
В последние годы финансирование высокотехнологичной, как правило, дорогостоящей медицинской помощи увеличилось в разы. Значит, возможностей получить направление на такую операцию за счет государства стало больше. Как это сделать, читателям "РГ-Неделя" объясняет директор департамента высокотехнологичной медицинской помощи минздравсоцразвития Наталия Точилова.
1 Кто может получить направление на операцию с использованием высоких медицинских технологий?
Право на оказание бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) имеют все без исключения граждане нашей страны. Главный критерий ее получения - медицинские показания.
2 Каким образом происходит получение направления?
Однозначного порядка нет, в каждом регионе могут быть свои особенности. Тем не менее есть общие принципы, которые регионы обязаны соблюдать. Нуждается ли пациент в высокотехнологичной помощи - решает лечащий врач. Он же направляет больного на более углубленное обследование, которое, как правило, не может быть проведено в поликлинике. Когда окончательный диагноз установлен, врач готовит выписку из истории болезни, результаты анализов и исследований. Этот пакет за подписью главного врача медучреждения передается на рассмотрение специальной комиссии при органе управления здравоохранения региона. В заседании комиссии участвует главный специалист по конкретному направлению медицины. Он лучше всех разбирается в данной области, знает возможности медучреждений, где оказывается ВМП. Как правило, заседание комиссии происходит без участия больного, хотя в случае необходимости главный специалист может пригласить его на очную консультацию.
После чего при положительном решении комиссия органа управления здравоохранением региона направляет медицинские документы пациента в профильную клинику, которая имеет право оказывать ВМП по данному профилю. Комиссия этой клиники рассматривает документы и назначает дату госпитализации, о чем информирует орган управления здравоохранением региона, где проживает больной.
Наконец, последний этап - пациента извещают о решении комиссии, обычно через учреждение, направившее его для дальнейшего лечения, и выдают направление в конкретную клинику с указанием даты госпитализации.
3 Сколько времени занимает вся процедура оформления направления на лечение?
На рассмотрение документов и принятие решения региональной комиссией отводится до 10 дней (меньше - не возбраняется), и еще до 10 дней документы рассматриваются в клинике, куда планируют направить на лечение человека. Таким образом, примерно через три недели пациенту уже должны сообщить результаты.
4 Что делать, если комиссия отказывает в выдаче направления из-за отсутствия квот?
Если показания к получению ВМП подтверждаются, отказывать пациенту в комиссии не имеют права. Если на данный момент направление выдано быть не может, человека включают в лист ожидания. С начала нынешнего года эта очередь стала единой и электронной - и минздравсоцразвития контролирует, как она двигается в регионах. Обычно это операция плановая, и от момента принятия решения о необходимости оказания ВМП до госпитализации может пройти 2-3 месяца. Но если пациент нуждается в экстренной помощи, комиссия должна это учесть и выдать направление в срочном порядке.
Это касается, например, онкологических больных, которые ждать не могут. В первоочередном порядке стараемся помогать детям, нуждающимся в протезировании и операциях на суставах, потому что здесь тоже медлить нельзя. Для таких случав предусмотрены специальные резервные объемы финансирования.
5 Соблюдается ли описанный выше порядок в реальности?
К сожалению, пока не всегда. Но мы надеемся, что скоро весь процесс прохождения документов станет максимально быстрым и прозрачным для пациента. С этого года введена единая информационно-аналитическая система, благодаря которой вся переписка с клиникой проходит по электронной почте и все медицинские документы поступают к медикам в отсканированном виде, что серьезно ускоряет процедуру оформления. В мин-здравсоцразвития тоже имеется полная картина того, как идет работа и в региональных комиссиях, и в клиниках. На сегодняшний день программа отлажена и работает практически без сбоев.
6 Имеет ли пациент право выбора клиники?
Его пожелания могут учитываться. Например, если операция проводится повторно, пациент обычно хочет, чтобы его направили в тот же центр, где его оперировали ранее. Тем не менее главные критерии - это мнение главного специалиста, а также транспортная доступность. Согласитесь, неразумно направлять пациента из Хабаровска в Москву, если необходимую операцию ему могут сделать в клинике, расположенной намного ближе.
7 Как решается вопрос с оплатой проезда?
Если пациент имеет право на льготы, например, инвалидность, то проезд оплачивается за счет Фонда социального страхования. Правда, это в том случае, если он не отказался от набора социальных услуг.
Если отказался, то за проезд придется платить самостоятельно. Кроме того, в большинстве территорий определены свои категории граждан, вопросы проезда которых решают органы социальной защиты. Чаще всего это касается детей и сопровождающих их родителей.
8 Даже если пациент поступает в клинику по направлению, нередко ему предлагают доплатить. Это оправданно?
Нет, пациент не должен оплачивать ничего: все необходимые затраты, в том числе и расходные материалы, одноразовый инструментарий, медикаменты, имплантаты и т.д. входят в объем финансирования. Если пациенту предлагают за что-то доплатить, необходимо обращаться в Росздравнадзор, который контролирует работу медицинских учреждений.
9 Если нужна экстренная помощь, но клиника отказывается госпитализировать пациента, пока его родные не дадут гарантий по оплате операции. Это законно?
Конечно же, нет. В приказе мин-здравсоцразвития прописан вариант экстренного поступления больного. Например, в некоторых случаях при остром инфаркте миокарда возможность в течение 2-3 часов поставить стент позволит полностью сохранить здоровье пациенту. Так вот, если медицинское учреждение принимает такого больного, оказывает ему высокотехнологичную помощь, то оно имеет полное право затем уведомить орган управления здравоохранения по месту жительства больного об оказанной помощи. И оформление такого лечения происходит в надлежащем порядке, клиника получит за пролеченного пациента соответствующие деньги.
Что относится к высокотехнологичной медицинской помощи:
- хирургические вмешательства высокой степени сложности;
- операции на открытом сердце;
- трансплантация сердца, печени, почек;
- нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга;
- лечение наследственных и системных заболеваний;
- лечение лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии;
- репродуктивные технологии;
- современные методы выхаживания детей первых дней жизни.
Всего на сегодняшний день определен 131 вид высокотехнологичной медпомощи по 20 профилям заболеваний.
Примерный перечень документов, которые подаются в комиссию по оказанию высокотехнологичной помощи при органе здравоохранения
- направление руководителя медицинской организации (или уполномоченного должностного лица) по месту наблюдения или лечения больного;
- выписка из истории болезни с результатами проведенного обследования в соответствии с рекомендуемым перечнем клинико-диагностических исследований по профилю заболевания с рекомендацией о необходимости направления в специализированное медучреждение для оказания высокотехнологичной помощи;
- полис обязательного медицинского страхования (копия);
- копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пациента;
- свидетельство обязательного пенсионного страхования с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета.
8-800-200-09-09
По этому телефону на ваши вопросы о том, как получить высокотехнологичную медицинскую помощь, ответит директор профильного департамента минздравсоцразвития Наталия Точилова.
Звоните в пятницу, 29 мая, с 12.00 до 13.00 по московскому времени.
Звонки из всех регионов страны бесплатны.
Заранее вопросы можно прислать по факсу (495) 257-58-92 и электронной почте zavtrak@rg.ru.