Корреспондент "РГ" провел один день с новым главой Чердынского района Юрием Чагиным.
В начале марта в Пермском крае переизбраны шесть из девяти глав муниципальных районов, в которых состоялись очередные выборы. В некоторых территориях к власти пришли люди, никогда до этого не занимавшие кресла во властных структурах. С первыми шагами глав-новичков "РГ" решила познакомить читателей на примере Юрия Чагина, которого местные жители избрали главой самого северного района Прикамья - Чердынского.
Две земли
Четыре с половиной часа занимает дорога из Перми в Чердынь. Администрацию района найти просто - по флагу на здании. В Чердыни в основном деревянные и редкие каменные старинные постройки.
Новоизбранный глава района молод по сравнению с другими руководителями - ему 42 года, по специальности - педагог и юрист, женат, воспитывает двух сыновей. Он уже вышел на пенсию, проработав 20 лет в системе исполнения наказаний. В 27 лет Чагин уже был начальником колонии и, как говорят его бывшие подчиненные, проявил себя хорошим хозяйственником.
По собираемости налогов и самообеспеченности Чердынский муниципальный район в краевом рейтинге из 48 участников - на 39 месте.
Серьезных капиталовложений в строительство в районе нет. Лишь недавно удалось привлечь федеральные деньги на ремонт ветхого жилья (в районе 90 процентов жилья - ветхое). В федеральную программу капитального ремонта жилья Чердынский район вошел только месяц назад. На эти цели будет выделено порядка шести миллионов рублей, из которых два - средства местного бюджета.
Возводятся в районе новые социальные объекты, например, детский сад и хирургический корпус районной больницы. Правда, медленными темпами.
Едем с главой района на переправу, которая разрушается под напором бурной речки Кельтма. Переправа соединяет большую землю и северный поселок Чепец, известный также своей колонией. Вместе с главой Бондюжского сельского поселения Арнольдом Брандтом Чагин решает вопрос ремонта переправы. Глава дает добро на выделение 50 тысяч рублей из районного бюджета. Работы планируется произвести силами осужденных колонии, для которой сообщение с "большой землей" необходимо.
Колониальный бизнес
В самом поселке Чепец живет не более 800 человек, в основном это сотрудники колонии. Чисто, заборы ровные. Колония обеспечивает свои нужды практически полностью - заключенные выращивают коров, свиней, культивируют овощи. Но основной работой всегда была заготовка леса. Правда, почти все участки, пригодные для вырубок, уже почти использованы, вокруг остались охраняемые природные зоны.
Может быть, поэтому ГУФСИН и решило закрыть эту колонию до конца года. Ее сотрудникам пообещали трудоустройство в других колониях, но для поселка Чепец закрытие учреждения, скорее всего, будет означать медленную гибель.
- К сожалению, в районе нет ни одного крупного предприятия, в которое можно было бы инвестировать деньги. Но есть лес. В идеале району нужно предприятие с глубокой переработкой древесины, чтобы не сбывать по дешевке один кругляк. Тогда, думаю, район оживет. Появятся рабочие места, население не будет стремиться покинуть район. Пока же я буду всячески поддерживать действующие подразделения ГУФСИН. Если их закрыть, без средств к существованию останется очень много людей, а это взрыв новой волны безработицы, - отмечает глава.
Именно поэтому прежде всего глава сократил доходы местного бюджета - отменил налоги, которыми обложил его предшественник все учреждения исполнения наказаний. Раньше колонии должны были платить специальный налог за пользование имуществом района и его территорией. Правда, сохранить колонию в селе Чепец даже это не помогло.
По пути в Чепец - масса деревень, в которых почти никто не живет. Дома разрушаются.
- Переселять людей из мелких деревень бесполезно. На одного жителя по федеральной программе выделяется 7 10 тысяч рублей. Кто за такие деньги переезжать станет? Да и в таких деревнях остались в основном старики, а они не хотят ехать. Правильнее будет организовать подвоз продуктов.
В одной из деревень встречаем на улице старушку с ведром комбикорма. Юрий Чагин выходит из машины и помогает донести его до дома. "Никогда в деревню не привозят продукты, - жалуется бабушка, - за всем необходимым приходится идти в Бондюг за несколько километров". Глава обещает разобраться.
В лес за налогами
Местные предприниматели Чердынского района зарабатывают в основном на природных богатствах. Здесь много ягодных болот и грибных лесов. Бизнесмены уже купили морозильные камеры, в которых за один раз можно заморозить 83 тонны съестных припасов. Недавно в село Бондюг приезжал итальянец, посмотрел на грибы и решил купить их для приготовления пиццы. "Даже в йогуртах, которые к нам привозят с надписью "Данон", есть наша черника", - не без гордости говорят местные жители.
Основное же богатство Чердынского района - северные леса. Участки разыгрывают по конкурсу, которые проводит Агентство по природопользованию Пермского края.
- Плохо, что район лишен возможности участвовать в передаче лесов в аренду. В результате в конкурсах выигрывают крупные компании, которые втридорога продают лес мелким местным лесопилкам. Так наживается крупный бизнес, хотя, на мой взгляд, люди работают, создают новые рабочие места, обеспечивают себя, и они вправе получать лес по его начальной цене. В идеале должна быть районная квота на лес, чтобы местные власти могли сами распределять участки между мелкими предпринимателями.
И все таки в развитии района Юрий Чагин склонен делать ставку именно на лесную промышленность, нежели на сельское хозяйство. Мясные и молочные сельхозпредприятия по своим показателям плетутся в крае в самом хвосте. Поэтому Министерство сельского хозяйства и отказалось их субсидировать. Взамен Юрий Чагин ввел районные субсидии для убыточных сельхозпроизводств, поэтому для них фактически ничего не изменилось. Фермы обеспечивают своей продукцией только местное население, а продавать продукцию на стороне нет смысла: даже в соседний район везти мясо и молоко невыгодно, не говоря уже о сбыте в Перми.
- Чердынь станет обновляться постепенно, не сразу. Но, надеюсь, после сложного периода кризиса здесь появятся и крупные перерабатывающие предприятия. Будем и туризм развивать.
Яков Силин, заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края:
- Есть объективные причины, по которым районы, подобные Чердынскому, не могут занимать первые места в рейтингах муниципалитетов. В Пермском крае таких несколько - Красновишерский, Чердынский, Гайнский, Коссинский и некоторые другие. Это связано с тем, что у них слишком большая территория и небольшая численность населения, которое рассредоточено по территории района. Транспортное сообщение тоже оставляет желать лучшего. Понятно, что на все в районе просто не хватает средств. Экономический потенциал слаб. Бюджет не позволяет покрыть все необходимые расходы.
В прежние годы Чердынский район, который специализировался на промышленной заготовке леса, успешно развивался. Теперь же структура экономики изменилась, и потребности в таком объеме заготовки леса нет.
С закрытием колоний-поселений многие села исчезли или стали малочисленными. Большое количество колоний на территории края доставляет нам немало социальных проблем. Но, с точки зрения хозяйственной деятельности - создания новых рабочих мест и поступления налогов в местный бюджет, они эффективны. Нужно считать.
Перед большими северными районами мы не ставим задачи быть на первом месте, их цель - обеспечить социальную стабильность в районе: занятость населения, избежать оттока населения из района. Именно поэтому мы ввели подушевой принцип финансирования районов. Тогда местные власти заинтересованы в том, чтобы люди жили в данных районах. От этого зависит, сколько денег в том числе будет и в местном бюджете.
В связи с сокращением бюджета сейчас стало сложнее всем. Через фонд софинансирования расходов районов и поселений за последние три года построено много объектов. По условиям этого фонда, на каждый рубль, который муниципалитет выделяет на определенный проект из своих средств, из краевого бюджета мы добавляем еще три. В Чердынском районе на эти средства построен мост и отремонтированы дороги, а в прошлом году мы купили катер, специально оборудованный для перевозки детей, чтобы ребят из отдаленных поселков возить в школу по реке. Губернатор одобрил ряд инвестиционных проектов, и все они реализованы.
Территориально большим районам всегда на что то не хватает денег. И мы идем им навстречу, помогаем, но у главы должно быть понимание того, что он делает.
Справка "РГ"
Площадь Чердынского района - 20,9 тысячи квадратных километров. Численность населения - 33,6 тысячи человек, из них 87 процентов - русские. Основа промышленности - лесоперерабатывающая отрасль. Работают 27 учреждений исполнения наказаний.